Вертолёты Ми-24. Боевые задачи и вооружение » Неизвестная авиация

Способность Ми-24 (по классификации НАТО – «Hind») нести большой набор наступательного вооружения и наличие кабины для перевозки десанта долгое время вводили в заблуждение западных аналитиков. Способный нести внушительный арсенал вооружения класса «воздух-поверхность», Ми-24 может быстро доставить его к переднему краю прямо над головами своих собственных войск. Использование же самых современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) делает этот вертолёт грозным противником на поле боя. Но следует отметить, что по своей концепции он значительно отличается от своих западных конкурентов. Вертолёт Ми-24, который свои экипажи называют «Горбатым» и «Крокодилом», а африканские душманы – «Чёртовой колесницей», является, вероятно, одним из самых известных боевых вертолётов в мире и, несомненно, самым широко используемым.
При использовании в качестве десантного Ми-24 мог нести ограниченный набор вооружения и использовать его для подавления сопротивления в зоне высадки, хотя от такой тактики на Западе отказались на заключительном этапе войны во Вьетнаме. Более важным является то, что безотносительно решаемых задач вертолёт всегда сохраняет своё пушечное и пулемётное вооружение, обеспечивающее хорошие возможности самозащиты. Некоторые из них сначала полагали, что вертолёт может летать на непосредственную поддержку войск и борьбу с танками, имея на борту взвод пехоты с полным вооружением или, что более важно, после высадки оказывать им огневую поддержку. На деле, взлётная масса Ми-24 ограничивалась недостаточной мощностью двигателя, и он мог нести или вооружение, или десант, но не всё одновременно.

Грузовая кабина

Хотя Ми-24 имеет грузовую кабину, способную вместить восемь человек, он редко используется в роли транспортного. В российской армии эти задачи возложены на Ми-8, прикрытием которых обычно и заняты Ми-24. Кроме того, если вертолёт ведущего подбит и совершил вынужденную посадку, пилот ведомого Ми-24 может приземлиться рядом и без проблем забрать экипаж пострадавшей машины. Но обычно грузовая кабина Ми-24 используется для перевозки вещей экипажа и запасных частей при передислокациях и остаётся пустой во время боевых операций. Эта возможность неоднократно использовалась советскими вертолётчиками в Афганистане. Высокая скорость, маневренность и способность к полётам на предельно малой высоте, характерные для Ми-24, делают выгодным его использование в качестве транспортного при высадке групп спецназа или полётах к линии фронта.

Несмотря на свой возраст Ми-24 остаётся надёжным и универсальным средством поддержки сухопутных войск. Польский Ми-24Д патрулирует над Диванией, Ирак, январь 2008 года.

Поэтому Ми-24 может дать достойный отпор ничего не подозревающему противнику из встроенных пушек и личного оружия, находящегося на борту десанта. Открывающиеся окна оснащены шкворневыми установками, позволяющими десантникам вести огонь из личного оружия (АК-47/74 или АКМС). Хотя грузовая кабина Ми-24 редко используется для перевозки десанта, она хорошо оборудована для этих целей.

 
Последние модели вертолёта могут нести ракеты «Игла» класса «воздух-воздух», как представлено на снимке. На внутренних пилонах вертолёт несёт блоки НУРС Б-8В-20. Каждый блок вмещает 20 80-мм неуправляемых ракет С-8, являющихся эффективным средством борьбы с легкобронированными целями.

В этом заключается его основное отличие от западных машин, основным противником которых считается бронетехника (а главным оружием являются ракеты), а остальные цели рассматриваются в качестве второстепенных. Тем не менее он хорошо приспособлен для борьбы с бронетехникой, хотя и не в такой степени, как специализированные западные вертолёты AH-64 или TOW Lynx. Основной боевой задачей Ми-24 является непосредственная поддержка войск и штурмовые удары.
Поэтому Ми-24 способен нести широкий спектр вооружения для борьбы с целями различных типов – четыре противотанковых управляемых ракеты (ПТУР), неуправляемые ракеты, бомбы, кассетные боеприпасы и контейнеры с гранатомётами или пушками. Большинство российских (ранее советских) концепций боевого использования Ми-24 предусматривают прикрытие операций наземных сил и быстрое реагирование на возникающие угрозы, а не охоту за танками.

Специальные разведчики

Машина также имеет специальное устройство для установки флажков-маркеров под хвостовой опорой. Любой рассказ о задачах, решаемых Ми-24, будет неполным без упоминания о двух специализированных вариантах этой машины. Ми-24РХР, получивший в НАТО обозначение «Hind-G1», предназначен для ведения радиационной, химической и биологической разведки. В советское время в каждом вертолётном полку имелось шесть Ми-24РХР, что являлось отражением советской доктрины ведения боевых действий в условиях заражения местности вероятным противником. Он оснащён приборами для взятия проб воздуха и грунта, экспресс-анализ которых можно провести прямо на борту.

 
Появившаяся ещё на первых вариантах вертолёта носовая дистанционно управляемая стрелковая установка сохранилась на большинстве последующих модификаций. На подвижной установке УСПУ-24 установлен четырёхствольный 12.7-мм пулемёт ЯкБ-12.7.

Вторым разведывательным вариантом Ми-24 является Ми-24К, предназначенный, прежде всего, для корректировки артиллерийского и ракетного огня на поле боя, а также для ведения разведки и фотографирования местности. В грузовой кабине Ми-24К установлена массивная камера А87Р с фокусным расстоянием 1300 мм и разведывательно-корректировочный комплекс «Рута».
Существуют также варианты Ми-24, предназначенные для разминирования и даже для экологического мониторинга, но подавляющее большинство из построенных 2000 (как предполагается) вертолётов предназначено для решения ударных задач.


Обсуждение закрыто.