Вьетнам: непосредственная авиационная поддержка » Неизвестная авиация

Помимо бомбардировок Северного Вьетнама американские истребители-бомбардировщики совершали сотни вылетов, решая задачи поддержки наземных войск. Бомбы калибра 227 кг наиболее эффективно применялись против противника в защищённых укрытиях или в густых джунглях, а кассетные бомбы или напалм использовались против войск на открытых пространствах. Три четверти боевых вылетов с аэродромов в Южном Вьетнаме совершались для поддержки войск на поле боя (CAS) либо для тактических воздушных перевозок. Кроме того, авиационную поддержку наземным войскам оказывали штурмовики Шестого флота США, взлетавшие с авианосцев в Тонкинском заливе, хотя они наносили удары в основном по целям в Северном Вьетнаме или на «тропе Хо Ши Мина».Около половины вылетов для непосредственной авиационной поддержки были плановыми, так что лётчики могли заранее получать инструкции, а самолёты – подходящее для выполнения задачи вооружение. В период участия США в конфликте в Юго-Восточной Азии истребители-бомбардировщики почти ежедневно совершали до 800 вылетов для поддержки наземных войск. Половина вылетов приходилась на ВВС США, треть – на самолёты Корпуса морской пехоты США, остальные осуществляли южновьетнамские ВВС.

В ходе таких операций связь между пилотами и подразделениями на земле имела жизненно важное значение. Истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II пролетает над окружёнными американскими солдатами, чтобы нанести бомбовый удар по осаждающему их противнику.

Если требовалась срочная поддержка, а времени было недостаточно, самолёты, находящиеся в воздухе, могли отклоняться от первоначальных целей. Однако не всё можно было предусмотреть заранее, поэтому несколько истребителей-бомбардировщиков находились на постоянном боевом дежурстве. По приказу два или четыре самолёта быстро поднимались в воздух и прибывали к цели в течение 40 минут. Однако это требовало больших затрат топлива, а потому практиковалось нечасто. Они несли различные виды оружия и могли нанести удары по любой цели. Иногда, если наземные войска попадали в критическую ситуацию, и в эфире звучал позывной «Сломанная стрела», начиналось дежурство в воздухе над определённым районом. Но когда сигнал тревоги поступал от войск, попавших в окружение, все пилоты откликались на него немедленно.

Долина Я-Дранг

В середине октября 1965 года вооружённые силы Северного Вьетнама начали крупномасштабное наступление на Южный Вьетнам. Глава Командования по оказанию военной помощи Вьетнаму генерал Уэстморленд приказал 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии отыскать и уничтожить противника. Захватив Центральное нагорье, три полка северовьетнамской армии укрепились близ границы с Камбоджой в долине Я-Дранг, намереваясь предпринять наступление, которое разрезало бы Южный Вьетнам на две части.

Подкрепления, направленные американцам на вертолётах Huey, были встречены зенитным огнём. Но вскоре вьетнамцы открыли жестокий артиллерийский заградительный огонь по зоне высадки, за которым последовала массированная атака пехоты одновременно с трёх направлений. Высадка вертолётного десанта 14 ноября 1965 года для действий против северовьетнамцев прошла успешно и с небольшими потерями.

 

Когда на долину Я-Дранг спускалась ночь, американские солдаты лежали около посадочных площадок в джунглях недалеко от вьетконговцев. Измотанные и окружённые противником американские войска надеялись, что поддержка авиации поможет им выжить.

Через несколько минут истребители F-100, F-4, F-105 и авианосное крыло ВМС США уже кружили над полем боя. Десантники оказались в сложном положении и послали сигнал «Сломанная стрела». В воздухе находилось так много самолётов, что офицеры поста управления авиацией эшелонировали их по высотам с 914 м до 9144 м. Это был один из тех случаев, когда непосредственная авиационная поддержка спасла жизни американских солдат. Лётчики поочерёдно снижались над долиной и сбрасывали свой смертоносный груз по командам наземных авианаводчиков, пока северовьетнамцы не отступили.

Осада Хе-Сана

Северовьетнамцы атаковали базу 21 января 1968 года, начав с обстрела миномётным и артиллерийским огнём. Также удалось разрушить 57 метров взлётно-посадочной полосы, этого было достаточно, чтобы вывести её из строя. Один из снарядов взорвал склад, уничтожив 98% находившихся на базе боеприпасов. Запас снарядов и патронов всё же удалось пополнить самолётами С-123 ВВС США, в то время как F-105 и F-4 наносили мощные удары по противнику вокруг базы. Три года спустя небольшая база американской морской пехоты в Хе-Сан привлекла к себе внимание всего мира. Имея взлётно-посадочную полосу длиной 1188 м, база могла принимать транспортные самолёты С-130. База располагалась на северо-западе Южного Вьетнама, в 16 км от Лаоса и в 25 километрах от демилитаризованной зоны между Северным и Южным Вьетнамом.

Садящийся транспортный самолёт становился тем, что пехотинцы называли «магнитом для мин». Единственным путём снабжения Хе-Сана был воздушный, но вскоре он стал одним из самых опасных маршрутов в мире. Февраль был самым тяжёлым месяцем осады, иногда за день на базу обрушивалось до 1000 снарядов. Противник отмечал места выгрузки самолётов и старался поразить как можно больше С-123 и С-130. ВВС США снова пришлось вступить в войну, чтобы оказать помощь наземным войскам. Безопасных подходов к базе не было, поскольку она была окружена со всех сторон.

Прямое попадание северовьетнамской миномётной мины в самолёт С-130Е из 345-й тактической авиационной эскадрильи (TAS) 314-го тактического авиакрыла ВВС США. Такая картина была привычной для осаждённого гарнизона Хе-Сан.

Самолёты В-52 Stratofortress 3-й авиационной дивизии совершили 2548 вылетов, сбросив 52 542 тонн бомб, а самолёты Морской пехоты и ВМС США произвели 7078 и 5337 вылетов соответственно. На этот раз 7-я Воздушная армия совершила 9961 боевой вылет, сбросив более 14 223 тонн боеприпасов. Пролёты бомбардировщиков над базой Хе-Сан совершались в любое время суток с промежутком в три минуты и вскоре ландшафт вокруг базы напоминал лунный. В-52 сбрасывали бомбы ближе к расположению своих войск, чем в другие периоды войны, используя проверенную схему бомбардировок «Sky Spot».

Потеряв около 10 000 солдат, северовьетнамцы, наконец, отступили, не сумев противостоять массированным воздушным бомбардировкам.

Её эффективность была хорошо описана одним капитаном Морской пехоты США: «Благодаря действенной авиационной поддержке нам никогда не придётся посылать людей туда, куда мы можем послать бомбу или пулю». Непосредственная авиационная поддержка вновь продемонстрировала американским военачальникам свою значимость.


Обсуждение закрыто.