Система ПВО КНР. Часть 1-я

Перехватчик получил улучшенные двигатели WP-13AII. Но речь об этом пойдёт уже во второй части.По материалам:http://www.ausairpower.nethttp://www.jdunman.com Машина была китайцами разобрана для подробного изучения и впоследствии возвращена США (в июле 2001 года). Небольшое по меркам Китая количество перехватчиков J-8, которые, не имея централизованной системы наведения и дальнобойных ракет, не соответствовали современным требованиям.Имеющиеся в КНР ЗРК типа HQ-2 к началу 90-х уже не могли достаточно эффективно бороться с современными средствами воздушного нападения. Заметна разница в размерахВначале 90-х на вооружение поступила новая модификация перехватчика — J-8II. Только в 1958 году авиацией НОАК было сбито 17 и повреждено 25 неприятельских самолетов, при этом собственные потери составили 15 истребителей МиГ-15 и МиГ-17.Самолеты-нарушители, вторгались в воздушное пространство страны, пользуясь наличием на юго-восточном побережье КНР высоких горных хребтов, которые мешали работе наземных радиолокационных станций. После чего экипаж американской машины под угрозой применения оружия совершил вынужденную посадку на аэродроме Линшуй на китайском острове Хайнань.ЕР-3Е на китайском аэродромеКитай возложил всю ответственность за инцидент с американским военным самолетом на США. Наземные радиотехнические подразделения, отвечающие за освещение воздушной обстановки, в основной своей массе были оснащены устаревшей техникой, имеющей «советские корни». Новый китайский ЗРК отличался увеличенной дальностью действия, а также более высокими характеристиками при работе в условиях использования средств радиоэлектронного противодействия. Но и здесь им осталось служить недолго, через 4-5 лет китайский С-75 можно будет увидеть только в музее. И потому пришлось начать разработку истребителя-перехватчика самостоятельно.Истребитель-перехватчик, получивший обозначение J-8, совершил первый полёт 5 июля 1969 года. Вооружёние истребителя-перехватчика состояло из двух 30-мм пушек Type 30-I и двух ракет «воздух-воздух» ближнего радиуса действия PL-2 (китайский вариант советской ракеты ближнего боя К-13) с инфракрасным наведением.Естественно, что с таким БРЭО и вооружением, даже с учётом хороших разгонных характеристик, самолёт не мог быть полноценным перехватчиком. Американцам пришлось извиниться за инцидент и выплатить вдове погибшего китайского пилота денежную компенсацию.Обороноспособности США в результате произошедшего был нанесён значительный ущерб. Его совершенствование и создание новых вариантов продолжалось вплоть до конца 80-х. Самолёт ДРЛО KJ-1Основой ВВС НОАК были 3 тыс. Китайская промышленность оказалась неспособна добиться требуемого уровня надёжности и стабильности характеристик сложного радиоэлектронного комплекса и строительство первого китайского самолёта ДРЛО ограничилась единственным экземпляром. Но в условиях обострившихся отношений на советскую помощь рассчитывать не приходилось. Из-за бушевавшей в КНР «Культурной революции» доводка самолёта сильно затянулась, и на вооружение он поступил только в 1980 году.Перехватчик J-8Самолёт был оснащён двумя ТРДФ WP-7A и радиодальномером SR-4. Эта станция производилась в СССР с 1956 года.РЛС YLC-8Попытка самостоятельного создания в 60-е годы самолётов ДРЛО и У на базе поставленных Советским союзом бомбардировщиков Ту-4 оказалась неудачной. Они имели низкую защиту от помех, были одноканальными, а для перебазирования требовалось много времени. За относительно короткий временной интервал, китайские подразделения ПВО получили новую современную технику иностранного и отечественного производства. В России последние комплексы этого типа прекратили несение боевого дежурства начале 90-х. м. Самолёт имел четыре узла подвески для ракет. Причём первый успешный случай боевого применения произошел раньше, чем в СССР. Однако в связи с невысокими характеристиками БРЛС эта модель перехватчика тоже не получила большого распространения.Перехватчик J-8I рядом с истребителем J-7. Приближалось празднование 10-й годовщины образования КНР, и вполне реальными выглядели прогнозы возможного срыва юбилейных торжеств. Разрабатывая семейство перехватчиков J-8, китайские инженеры концептуально фактически повторили процесс эволюции советских перехватчиков: Су-9,Су-11, Су-15.J-8IIСамолёт имел усовершенствованный радар SL-8A с дальностью обнаружения до 70 км. Ситуация ещё больше осложнилась после поставки на Тайвань из США высотных разведывательных самолетов RB-57D и U-2. По заявлению представителей КНР рано утром 1 апреля два истребителя ВВС НОАК были подняты в воздух «для вытеснения» американского самолёта-разведчика, оказавшимся над китайскими территориальными водами. После вынужденной посадки американский экипаж не успел уничтожить всю криптографическую и разведывательную аппаратуру. ЗРК HQ-2 пережил своего прародителя С-75 более чем на 20 лет. Речь могла идти только о повышении мобильности пусковых установок и независимости их от средств буксировки.Одновременно с НQ-2В на вооружение был принят ЗРК НQ-2J, в котором использовалась для запуска ракеты стационарная пусковая установка.Всего в КНР за годы производства ЗРК НQ-2 было выпущено более 600 ПУ и 5000 ЗУР. Районы и объекты, требующие особого внимания в области прикрытия от средств воздушного нападения в настоящий момент защищены современными ЗРК российского или китайского производства.Снимок Google Earth: пассажирский авиалайнер пролетает над ЗРК НQ-2, где-то в окрестностях УрумчиЗаслуженные НQ-2 используются в качестве дублирующих рядом с современными комплексами ПВО или во второстепенных внутренних районах. Несколько тысяч китайских зенитных орудий калибра 85 мм и 100 мм могли вести только малоэффективный заградительный зенитный огонь.По уровню своей технической оснащённости в китайские подразделения ПВО к началу 90-х годов в лучшем случае соответствовали показателям ПВО СССР начала 70-х. Внешне он напоминал МиГ-21, но был значительно крупнее и имел два двигателя. Масса самолета нормальная взлетная — 14 300 кг.Запас топлива во внутренних баках — 5400 л.Тип двигателя — два ТРДФ 13А II, тяга нефорсированная — 2х42,66 кН, форсированная — 2х65,9 кН.Максимальная скорость — 2300 км/ч.Боевой радиус действия на высоте — 800 км, с дозаправкой 1200 км.Практическая дальность — 1 500 км.Практический потолок — 19 000 м.Экипаж — 1 человек.Впоследствии на базе J-8II были разработаны более совершенные модификации, оснащённые новыми двигателями, системой дозаправки в воздухе и новым многофункциональным импульсным доплеровским радаром. Несмотря на острые политические разногласия, значительная часть советской военной помощи во Вьетнам шла по железной дороге через территорию КНР. Истребители J-8II могут использовать подвесные контейнеры РЭБ, а также контейнеры с системами целеуказания и навигации. Зенитно-ракетные комплексы только начали поступать на вооружение советских подразделений ПВО, и в условиях «холодной войны», которая в любой момент могла перейти в «горячую», ощущалась их острая нехватка.Вскоре зенитными ракетами советских противовоздушных комплексов над территорией КНР было сбито несколько самолётов-нарушителей. Китайские истребители МиГ-15 и МиГ-17 многократно поднимались на перехват нарушителей. Таким образом, китайцы, не гнушаясь банальным воровством, получали возможность ознакомиться с современными советскими разработками.ЗРК НQ-2 различных модификаций надолго стал основным и единственным зенитно-ракетным комплексом, прикрывавшим небо Китая. Над Тайваньским проливом шла настоящая воздушная война. В КНР он получил наименование НQ-1 (HongQi-1, «Хунци-1», «Красное знамя-1»).Одновременно с началом освоения производства ЗРК НQ-1 в 1965 году была начата разработка его более совершенного варианта под обозначением НQ-2. На вооружение первый вариант НQ-2 поступил в июле 1967 года.В деле создания «китайского ЗРК» НQ-2 очень сильно способствовала полыхавшая тогда в Юго-Восточной Азии война. Также была создана (вернее, скопирована с советских ракет) новая боевая часть, увеличивающая вероятность поражения цели.Однако по-настоящему мобильным комплекс НQ-2В не стал, транспортироваться на сколь значимые расстояния ракета, заправленная топливом и окислителем, на гусеничном шасси не могла. На J-8II появился складной подфюзеляжный киль и боковые воздухозаборники. Так как новая мощная РЛС не помещалась в конус воздухозаборника, носовая часть самолёта была кардинально переделана. Долгое время основу ВВС НОАК составляли истребители J-6(МиГ-19) и J-7 (МиГ-21), производство которых было налажено в КНР. Но они в неполной мере удовлетворяли требованиям, предъявляемым к истребителю-перехватчику ПВО. ЕР-3Е прибыл «на историческую родину» будучи разобранным на части в чреве транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» российской авиакомпании «Полет».В начале 90-х годов прошедшего столетия общее состояние системы противовоздушной обороны Китая не соответствовало современным реалиям. Строительство централизованной системы ПВО в КНР началось в середине 50-х годов прошлого века одновременно с началом массовых поставок из СССР реактивных истребителей, радиолокационных станций, поисковых прожекторов и зенитных орудий. На этих неплохих для своего времени фронтовых истребителях отсутствовали БРЛС и автоматизированные системы наведения, дальность, высота полёта и разгонные характеристики были явно недостаточными для требований предъявляемых к перехватчику. В Советском Союзе прошли подготовку тысячи китайских специалистов, которые в дальнейшем сформировали костяк национальных технических кадров.В 50-е годы авиация США и гоминдановского Тайваня часто нарушала воздушную границу КНР. Тогдашнее китайское руководство очень болезненно воспринимало эти полёты.В этой обстановке Мао Цзэдун обратился с личной просьбой к Хрущёву о поставке в КНР новейших ЗРК СА-75 «Двина». Несмотря на попытки модернизации J-8II путём внедрения на новых модификациях современных систем и вооружения, этот самолёт в целом не соответствует требованиям времени. На вооружении в КНР находится около 200 истребителей данного типа, в перспективе они будут заменёны истребителями J-11 и разрабатываемыми в КНР истребителями 5-го поколения.Наиболее громким инцидентом с участием перехватчика J-8II стало столкновение в воздухе 1 апреля 2001 года с американским самолётом радиоэлектронной разведки ЕР-3Е «Эйриз II». истребителей J-6 (копия МиГ-19) и J-7 (копия МиГ-21). В состав вооружения могут входить ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и PL-11 и противорадиолокационная ракета YJ-91.В целом J-8II достаточно хорошо характеризует уровень самолетостроения КНР конца 80-х, сочетающий советскую технологию 60-х с «привитыми» к ней элементами современной западной и российской авионики и авиационного вооружения. Советские специалисты неоднократно фиксировали случаи пропажи образцов авиационной и ракетной техники при транспортировке её через территорию КНР. В составе комплекса НQ-2В использовалось ПУ на гусеничном шасси, а также модифицированная ракета, оснащенная новым радиовзрывателем, срабатывание которого зависело от положения ракеты относительно цели. В результате перехватчик J-8II упал в море, при этом его пилот погиб. Несмотря на начавшееся охлаждение отношений между КНР и СССР, личная просьба Мао Цзэдуна была удовлетворена, и весной 1959 года в обстановке глубокой секретности в КНР были доставлены пять огневых и один технический дивизион СА-75, включая 62 зенитные ракеты 11Д.Одновременно для обслуживания этих зенитно-ракетных комплексов в Китай была направлена группа советских специалистов, которые, кроме подготовки китайских расчётов, занялись организацией ПВО крупных городов: Пекина, Сианя, Шанхая, Гуанчжоу, Уханя, Шеньяна.Это был очень серьёзный шаг со стороны советского руководства. Вооружение включало двуствольную 23 мм пушку Type 23-III (копия ГШ-23Л) и до четырёх ракет «воздух-воздух» PL-5 или PL-8.Китайский истребитель-перехватчик J-8II имеет характеристики, типичные для самолёта 3-го поколения:Размеры: размах крыла — 9,34 м, длина — 21,59 м, высота — 5,41 м.Площадь крыла — 42,2 кв. Например, самая массовая китайская мобильная двухкоординатная радиолокационная станция дежурного режима,YLC-8, была создана на базе советской РЛС — П-12. В целом китайский аналог советского ЗРК С-75 повторял пройденный в СССР путь с задержкой в 10-15 лет.В 1986 году на вооружение поступил «мобильный вариант» — НQ-2В. Осознавая это, китайское военное и политическое руководство приложило большие усилия и потратило значительные средства для исправления ситуации. И потому выпущен был ограниченной партией.В 1985 году на вооружение был принят улучшенный вариант J-8I с РЛС SL-7A (дальность действия 40 км), двуствольной 23-мм пушкой Type 23-III. Около 100 зенитных ракетных дивизионов НQ-2 различных модификаций в течение длительного времени составляли основу ПВО КНР.Снимок Google Earth: позиция ЗРК НQ-2 севернее ПекинаКомплексы модификаций НQ-2В и НQ-2J до настоящего времени состоят на вооружении подразделений противовоздушной обороны НОАК. Но с каждым годом количество их в строю неуклонно сокращается. Под руководством советского военного советника полковника Виктора Слюсаря 7 октября 1959 года недалеко от Пекина на высоте 20600 м был впервые сбит тайваньский RB-57D — двухмоторный дальний разведчик, представляющий собой копию разведывательного варианта британской «Канберры».Высокие на тот момент боевые качества советского ЗРК СА-75 побудили китайское руководство приобрести лицензию на его производство, о чем были вскоре достигнуты все необходимые договоренности.Однако начавшие усиливаться в конце 1950-х годов советско-китайские разногласия стали причиной того, что в 1960 году СССР объявил об отзыве из КНР всех военных советников, что послужило началом практического свертывания на длительное время военно-технического сотрудничества между СССР и КНР.Несмотря на прекращение сотрудничества с Советским союзом в оборонной области китайцам удалось начать самостоятельное производство ЗРК. Из сообщений мировых информационных агентств можно сделать вывод, что самолет ЕР-3Е вел слежение за новейшими кораблями ВМС Китая — построенными в России эсминцами проекта 956Э.Как утверждают китайские официальные представители, в 104 км от острова Хайнань американский самолет сделал неожиданный маневр в сторону китайских машин, таранив одну из них. Уже за первые три месяца 1959 года высотные самолёты-разведчики совершили десять многочасовых полетов над КНР, а в июне того же года самолеты-разведчики дважды пролетали над Пекином.


Обсуждение закрыто.