Lockheed L-1011 TriStar. Разработка » Неизвестная авиация

В результате две крупнейшие в авиационном мире фирмы — «Lockheed» и «Rolls-Royce» — чуть не прекратили своё существование. В конечном итоге авиакомпания приобрела самолёт конкурентов Douglas DC-10, но проект «Lockheed» привлёк внимание авиакомпаний «Eastern», TWA и финансового консорциума «air Holdings Ltd». «Lockheed» начала разработку широкофюзеляжных авиалайнеров в начале 1966 года,
откликнувшись на запрос «American Airlines» на создание 250-местного самолёта для полётов на внутренних американских авиалиниях. Но машина так и не достигла уровня продаж, способного окупить огромные расходы на её разработку. Фирма «Lockheed» вышла на рынок широкофюзеляжных авиалайнеров с одним из самых совершенных на тот момент самолётов.
Дата оказалась явно неудачной – L-1011 стал крупнейшим коммерческим провалом «Lockheed». Первый полёт новая машина совершила 16 ноября 1970 года. Построили всего 250 самолётов по сравнению с 446 машинами DC-10. Работы по постройке прототипа (№1011) стартовали в начале 1969 года на новом заводе в Палмдейле, штат Калифорния. Первоначально создававшийся как двухдвигательный самолёт, L-1011 получил третий двигатель (за что ему и дали имя TriStar), что было связано с увеличением пассажировместимости. Полученных 144 заказов было достаточно, чтобы программа создания L-1011 стартовала 1 апреля 1968 года.

Финансовые проблемы

К этому времени «Lockheed» уже испытывала серьёзные финансовые проблемы, главным образом из-за перерасхода средств на военно-транспортный самолёт С-5 Galaxy для ВВС США и огромные инвестиции в программу TriStar. Деньги правительства США поддержали программу L-1011, но тысячи рабочих были уволены, и производство шло очень низкими темпами.

В марте 1968 года фирма выбрала для установки на L-1011 британские двигатели RB.211, так как S-образный канал воздухозаборника центрального двигателя не позволял устанавливать другие – Pratt & Whitney JT9D или General Electric CF6 – без больших дополнительных затрат. Прототип TriStar, N1011, на протяжении всей своей службы оставался у «Lockheed». Конструкция же конкурента, DC-10, легко допускала выбор альтернативной силовой установки.

Программа TriStar могла продолжаться, но задержки нанесли удар по долговременным перспективам самолёта, от которого так и не удалось оправиться. Английское правительство национализировало двигателестроительную компанию, которая стала называться «Rolls-Royce (1971) Ltd», и были заключены новые контракты. Это стало следствием перерасхода средств по контракту с фиксированной ценой. Дальше было хуже: 4 февраля 1971 года британская фирма «Rolls-Royce», занимавшаяся созданием двигателей RB.211 для L-1011, объявила себя банкротом. Последовало выяснение отношений между правительствами, авиакомпаниями и двумя фирмами-производителями, в которых приняли участие президент Никсон и британский премьер Хит.

Ввод в эксплуатацию

Компания TWA приобрела свой первый самолёт 9 мая. Первый TriStar передали «Eastern» 5 апреля 1972 года и после получения 14 апреля сертификата типа, он 26 апреля выполнил первый регулярный рейс Майями-Атланта-Нью-Йорк. Последующие два-три года поставки важным клиентам, таким как «Air Canada», «Delta», «All Nippon» и «British Airways», шли высокими темпами.

TriStar был заметно тише Boeing 747 и DC-10. На снимке – второй построенный TriStar, использовавшийся для лётных испытаний прежде, чем его передали авиакомпании в 1973 году. Акцентируя на этом внимание, первый покупатель, «Eastern Air Lines», именовала самолёт «Whisperliners» («Шепчущий лайнер»).

Хотя такие проработки велись в конце 1960-х годов в рамках программ L-1011-2 и L-1011-8, но до середины 1970-х не делалось попыток создать достойного конкурента для DC-10-30. Первый вариант TriStar I, предназначенный для американских авиалиний средней протяжённости, стоил дешевле конкурента DC-10 серия 10, но «McDonnell Douglas» быстро создала удлинённый DC-10 серия 30, ответить на который «Lockheed» было нечем. Финансовые проблемы 1970-1971 годов не позволили создать дальнемагистральный вариант TriStar и более мощные двигатели RB.211 для него.

С увеличенной массой

Следующие модификации – L-1011-50, 150 и 250 – отличались ещё более возросшими массой и дальностью полёта. Появление двигателя с увеличенной тягой RB.211-524 позволило исправить эту ситуацию на варианте L-1011-200. Первой модификацией на базе TriStar I стал TriStar 100, имевший аналогичный планер, но увеличенную максимальную взлётную массу, что позволяло брать на борт больше топлива. В результате ухудшились взлётные характеристики машины, особенно в условиях высокогорья и жаркого климата.
Например, машины серии 400 могли бы побороться на рынке за место, занимаемое Airbus A310/Boeing 767, но ни один из предлагавшихся вариантов не был реализован. Действительно важной модификацией стал TriStar 500 с укороченным фюзеляжем и крылом увеличенного размаха. Дальнейшие работы были направлены на создание семейства самолётов TriStar, отличавшихся грузоподъёмностью, дальностью полёта и рядом других параметров. Он имел межконтинентальную дальность и отличался высокой экономичностью, но было построено всего 50 машин, так как потенциальные клиенты уже закупили DC-10-30.

Десять самолётов TriStar на заводском аэродроме в Палмдейле в ходе лётных испытаний в 1972 году (самый дальний – прототип). В тот год фирма начала, наконец, получать заказы, хотя годом ранее – по причине финансовых кризисов – были собраны всего два твёрдых заказа.

На протяжении всей своей службы TriStar оставался на переднем крае технического прогресса. Самой важной из них была активная система управления, затем установленная на L-1011-500. Первый самолёт, оставшийся у «Lockheed», использовался для испытания разного рода новинок. На нём была впервые организована кухня на нижней палубе, хотя на поздних вариантах вернулись к её традиционному расположению. Позднее N1011 с автоматическими тормозами, автоматами управления тягой, мониторами в кабине и цельноповоротным горизонтальным оперением переделали в «Advanced TriStar».
Глобальная рецессия начала 1980-х годов привела к прекращению выпуска TriStar, о чём «Lockheed» объявила в декабре 1981 года, когда в её портфеле оставался всего 21 заказ. Последний, 250-й самолёт – TriStar 500 для правительства Алжира – совершил первый полёт 3 октября 1983 года.


Обсуждение закрыто.