Ударный самолёт Panavia «Tornado» IDS. Обзор » Неизвестная авиация

Остальные страны — даже обладающие такой мощной авиапромышленностью, как Великобритания или Германия, — либо покупали зарубежные разработки, либо объединяли усилия. Однако высокие боевые качества «Торнадо» куплены задорого — стоимость самолёта и сложность его эксплуатации ограничили число заказов. Рост затрат на разработку новых боевых самолётов привёл к тому, что в Европе уже в конце 1960-х годов создание новых боевых машин в одиночку было по силам лишь французской компании «Дассо». Изначально «Торнадо» разрабатывался под обозначением MRCA (multi-role combat aircraft – многоцелевой боевой самолёт), но по прошествии лет приходится признать, что ничего, кроме как бомбардировщика, из него не сделали.
Желание создать что-то, способное заменить бомбардировщики «Канберра» и ударные самолёты F-104, подтолкнуло британских, германских и итальянских разработчиков к сотрудничеству.

Совместная разработка

Соглашение о создании консорциума по разработке нового ударного самолёта было подписано в марте 1969 года. Кроме того, большой интерес к проекту проявляли Бельгия и Канада. Но вскоре планы начали меняться: уже через год программу покинули Нидерланды, ещё на этапе проектирования не согласившись с быстрым удорожанием и усложнением самолёта. Распределение объёма работ наглядно показывало, «кто есть кто» в европейской авиации: Великобритания и Германия взяли на себя 42.5% и лишь 15% досталось Италии. Общий объём производства (без учёта возможного экспорта) оценивался на тот момент в 1500 машин. Оставшихся трёх участников это не испугало, и уже 14 августа 1974 года первый европейский (СССР, конечно, Европой не считали) самолёт с изменяемой геометрией крыла поднялся в воздух. К этому моменту в число «пайщиков» входили Германия, Италия, Нидерланды и только что присоединившаяся Британия.

 
Международная авиакосмическая выставка (ILA), Берлин, Германия, 2012 год. Боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности Panavia «Торнадо» IDS.

морским целям»). В отличие от других стран, ВВС Германии получили лишь часть (212) приобретённых самолётов, остальные 112 достались авиации ВМФ. В сентябре 1981 года к ним присоединилась Италия. Королевские ВВС стали вторыми по численности, но, несомненно, самыми заметными среди пользователей «Торнадо». ВВС Саудовской Аравии стали единственным экспортным успехом в целом удачного самолёта. ВВС Италии приобрели 100 машин, и в конце 1990-х годов 16 из них были модернизированы в «Торнадо» ECR (по собственному проекту). Испытания и доводка столь сложной и революционной (помимо подвижного крыла, самолёт получил первую серийную систему ЭДСУ – правда, аналоговую) машины заняли сравнительно мало времени, хотя в процессе было разбито три прототипа. Начиная с 1979 года на вооружение поступили 228 машин, заменивших как последние стратегические бомбардировщики «Вулкан», так и морские ударные самолёты Buccaneer. Производство быстро набрало требуемый темп, и в декабре 1987 года был выпущен 500-й по счёту «Торнадо». В RAF эти машины получили обозначение «Торнадо» GR.1 (ground attack/reconnaissance – «удары по наземным целям/разведка»). Уже в июне 1979 года первые машины поступили на вооружение ВВС Великобритании и Германии. Все эти машины принадлежали к основному, базовому варианту «Торнадо» IDS (interdiction-strike, что примерно означает «нанесение авиаударов в оперативной глубине или по особо важным, в т.ч. В рамках соглашения с Великобританией на Аравийский полуостров попали 96 «Торнадо» IDS (48 в середине 1980-х и столько же десятью годами позже). Самым крупным покупателем нового ударного самолёта стала Германия, изначально планировавшая приобрести 600 самолётов, но ещё на этапе проектирования сократившая свои потребности до 324.

Раздельная модернизация

Британские ВВС вскоре после принятия на вооружение захотели расширить разведывательные возможности своих GR.1, и, оснастив 30 машин системой ИК-разведки TIRRS (за счёт обеих пушек), получили вариант GR.1A, В начале 1990-х годов, после снятия с вооружения ударных самолётов Buccaneer, нанесение ударов по кораблям и судам возложили на «Торнадо», оснастив их 4ПКР «Си Игл» и обозначив эти машины (26 шт.) GR.1B.

 
Международная авиакосмическая выставка (ILA), Берлин, Германия, 2012 год. Пилоты осматривают самолёт Panavia Tornado.

На 142 таких самолётах была модернизирована авионика и дисплеи кабины, установлены системы ИК-обзора и ночного видения, их оснастили системой GPS и разведконтейнером «РЭПТОР». Наконец, модернизация стареющих самолётов с 1997 по 2003 год привела к появлению «Торнадо» GR.4 (цифры 2 и 3 были отданы «истребительным» вариантам). Наиболее активно использовались британские – «Буря в пустыне» (потеряно 6 машин), затем патрулирование над Южным Ираком, операция в Косово, вторжение в Ирак в 2003 году, военное присутствие в Афганистане (с 2009-го). Завершить рассказ можно цитатой одного из ведущих журналов по военной авиации Air Forces Monthly: «…На протяжении более чем 25 лет «Торнадо» … самый важный западноевропейский боевой самолёт». Немецкие «Торнадо» получили свою модернизированную программу только в 2000 году – были заменены ПО и бортовой компьютер, расширена номенклатура вооружения и появилась GPS. Повоевать в той или иной мере пришлось «Торнадо» всех ВВС. В марте 2011 года во время авиационной операции по сокрушению режима Каддафи британские «Торнадо» осуществили боевой вылет с рекордной протяжённостью 4800 км.


Обсуждение закрыто.