Ту-214 и Ту-204СМ: трудные судьбы

Опубликовано: 2013-07-7

В конце 1980-х годов Советский Союз мог совершить новый прорыв в развитии гражанской авиации — на смену Ту-154 был готов к массовому выпуску новый Ту-204. Хотя Ту-204 и его модификации могли бы с успехом конкурировать с западными лайнерами, но не тут-то было, начались «лихие 90-е»…
И Ту-204 оказался УДАЧНЫМ лайнером для дальнейшей модернизации. Советские (российские) самолёты, как известно, имеют большое преимущество — большой потенциал, заложенный в их конструкцию, что позволяет с успехом модернизировать их.
Правительство, ускоренно закупая залежалые «Боинги» и «Эрбасы», подписывает тем самым смертный приговор ОАО «Туполев». А ведь Ту-214/Ту 204СМ могли бы не только заменить все устаревшие самолёты второго и третьего поколения, но и массово экспортироваться за рубеж, вытесняя западных конкурентов; уже выстроилась очередь покупателей Ту-204-х: КНДР, Сирия, Куба, Бразилия, Китай, Иран… Даже египетская авиакомпания Cairo Aviation имеет в своём составе три Ту-204-120, а немецкая DHL — один Ту-204С.
Как видно, самолёты семейства Ту-204 пользуются большим успехом за рубежом, однако продажи Ту-204-х осуществляются в единичных экземплярах.
В данной статье ставится цель раскрыть преимущества новых российских самолётов, возможности которых почти не используются…
Ту-214
Не случайно первым покупателем лайнера стала хабаровская авиакомпания «Дальавиа». Лайнер оснащен двумя ТРДД ПС-90А и способен брать на борт до 212 пассажиров. Ту-214 впервые поднялся в воздух 21 марта 1996 года как усовершенствованный вариант среднемагистрального лайнера Ту-204 (в связи с чем ранее носил обозначение Ту-204-200). По основным экономическим и лётным характеристикам машина соответствует или превосходит зарубежные Б-757 и А-320. Также Ту-214 имеет повышенную дальность полёта до 7200 км, но главное — удалось снизить удельный расход топлива до 18,3 грамм на пассажиро-километр – очень хороший на сегодня показатель.Увеличение дальности полета до 7200 км при коммерческой нагрузке 25200 кг позволяет эффективно, с полной загрузкой, эксплуатировать Ту-214 на линии Москва-Хабаровск и других трассах повышенной протяженности. Однако в январе 2009 года «Дальавиа» прекратила своё существование, а  четыре Ту-214 так и остаются на хранении…
И это при том, что сегодня российские авиаперевозчики эксплуатируют… всего лишь не более 30 самолётов 4-го поколения отечественного производства (Ту-204-100/Ту-204С, Ту-214, Ил-96, Ил-114 и Ан-38), полностью соответствующих мировым требованиям. Однако поддержки от государства так и не видно… Остальные самолеты относятся к технике второго и третьего поколения или к «иномаркам».В этих условиях потребность России в самолетах семейства Ту-214 оценивается в 50 единиц в год. Они летают в немногих авиакомпаниях и выполняют лишь мизерный объем перевозок. Потребность отечественного рынка в самолетах семейства Ту-214 характеризуется тем, что сегодня более 80% российской гражданской авиатехники практически выработало ресурс и нуждается в скорейшей замене. Кроме того, российские компании выполняют на зарубежных самолётах свыше 80% пассажирских авиаперевозок.
ЛТХ Ту-214ЛТХ Ту-204СМ
Тип двигателя –  2 ТРДД ПС-90АТип двигателя – 2 ТРДД ПС-90А2
Тяга –  2 х 16140 кгсТяга – 2 х 17500 кгс
Максимальная скорость – 850 км/чМаксимальная крейсерская скорость –  850 км/ч
Крейсерская скорость – 820 км/чЭкономичная скорость – 830 км/ч
Дальность с максимальной заправкой – 8500 кмПрактическая дальность – 6500 км
Практическая дальность полёта – 7200 кмДальность с максимальной нагрузкой –  3600 км
Практический потолок – 12100 мПрактический потолок – 12100 м
Экипаж — 3 челЭкипаж – 2 чел
Полезная нагрузка:  до 212 пассажиров или 25200 кг грузаПолезная нагрузка:  176 пассажиров в кабине     трех классов, 194 пассажира в кабине двух классов или 23000 кг груза
Ту-204СМ
Ту-204СМ оснащён новым навигационным, радиосвязным, приборным оборудованием, которое позволит управлять самолетом экипажу не из трёх, как было раньше, а из двух человек. Ту-204СМ является глубокой модернизацией исходного Ту-204. Надежность двигателя в 2 раза превосходит технические параметры ПС-90А. Этот самолет может находиться в воздухе без дозаправки около девяти часов. Первый полёт нового самолёта состоялся в конце декабря 2010 года.Лайнер оснащен двигателями ПС-90А2, которые обладают характеристиками двигателей мирового уровня.
По сравнению с конструкцией базовых самолётов семейства Ту-204/214 на самолёте Ту-204СМ проведены следующие основные изменения:
— модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части — до 20000 циклов и для горячей части – 10000 циклов);- новая ВСУ ТА-18-200М с увеличенной высотностью запуска и работы;- внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;- модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолёта;- улучшен интерьер пассажирского салона;- разработана и установлена система управления общесамолётным оборудованием (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;- кабина экипажа, обеспечивающая управление самолётом двумя лётчиками;- доработанные системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, новая система кондиционирования воздуха, введена цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.
А тем временем правительство продолжает произносить пафосные речи о «возрождении отечественного авиапрома»…Источник: krasvremya.ru Ещё в первой половине 2013 года планировалось начало серийного производства Ту-204СМ, а с 2014 года — первые поставки самолетов. Однако продолжающийся кризис российской экономики и её зависимость от Запада  могут привести к срыву планов по серийному производству новых самолётов (и скорее всего, планы будут сорваны).


Обсуждение закрыто.