Англо-итальянский многоцелевой вертолёт Agusta Westland AW101. Обзор » Неизвестная авиация

Итальянская фирма «Agusta» и английская «Westland» договорились о совместной разработке нового вертолёта на базе проекта WG.34 фирмы «Westland». В 1977 году у военно-морских сил Великобритании и Италии появилась потребность замены старого парка противолодочных вертолётов (у англичан Sea King, у итальянцев — Agusta Sikorsky AS-61). Многоцелевой вертолёт Agusta Westland AW 101 — это совместная разработка итальянских и британских инженеров. Для
реализации проекта было образовано совместное предприятие European Helicopter Industries Ltd. И сегодня вертолёт используется в военной и гражданской авиации многих стран со всего мира, в том числе Великобритании, Италии, Соединённых Штатов, а также Канады, Португалии, Дании, Алжира, Саудовской Аравии и Туркмении.
12 июня 1981 года правительство Великобритании выделило 20 миллионов фунтов стерлингов на создание девяти предсерийных образцов нового вертолёта. Первый опытный образец поднялся в воздух 9 октября 1987 года. Вертолёт оказался многоцелевым. Будущая машина должна была называться EHI01, но из-за опечатки в документе получила обозначение EH101.

 
Вертолёт используется в военной и гражданской авиации многих стран мира.

Производство вертолётов было налажено в Англии в городе Йовил и в Италии в Верджате. Лицензионная сборка AW101 также производится в США, Канаде и Японии.
7 апреля 1995 года разбился ещё один образец EH101, теперь уже в Великобритании. 21 января 1993 года во время лётных испытаний в Италии потерпел крушение второй предсерийный образец вертолёта Agusta Westland, что привело к гибели четырёх человек и приостановке испытаний до 6 июня 1993 года.
Первый серийный Agusta Westland EH101 вступил в строй только в 1999 году. Тем не менее в феврале 1995 года Великобритания сделала первый заказ на производство в общей сложности 22 вертолётов, а Италия заказала 16 экземпляров в октябре того же года.

Конструкция

Развитое оборудование (хорошая авионика, большие дисплеи, цифровая карта и т.д.) позволяет выполнять полёты даже одному члену экипажа. В передней части располагается кабина пилотов, которая в стандартном варианте является двухместной, но в противолодочном предусмотрены дополнительные места для наблюдателя и оператора систем вооружения. Agusta Westland AW101 – вертолёт с пятилопастным несущим и четырёхлопастным рулевым винтами, с трёхдвигательной силовой установкой и убирающимся в полёте трёхстоечным колёсным шасси, имеющим носовую стойку. AW101 характеризуют высокая живучесть, пониженный уровень шума, возможность применения в странах как с холодным, так и с жарким климатом (температурный диапазон может меняться от -40° до +50°C). В конструкции широко применены композиционные материалы.

Применение

В санитарном варианте он перевозит до 16 раненых на носилках. Военно-транспортный «Merlin» рассчитан на перевозку 30 десантников на расстояние до 370 км или транспортировку различной военной техники массой до 1.5 т.

 
Боевая нагрузка вертолёта – 960 кг различного вооружения.

Для уничтожения подводных лодок итальянский AW101 вооружён торпедой A244/S фирмы «Уайтхед Мотофайдес», а для надводных целей – противокорабельной ракетой MBDA Marte Mk 2/S. Итальянские AW101 ПЛО/ПКР служат в 1-й вертолётной группе, расположенной на аэродроме «Сарцана-Луни» около города Специя, и на ряде кораблей итальянского флота. Они могут базироваться на авианосцах «Джузеппе Гарибальди» и «Конте-ди-Кавур», вертолетоносце «Витторио Венето», эсминцах типа «Луиджи-Дуранд ла-Пенне» и «Аудаче», фрегатах типа «Сан-Джорджио». Первый пуск этого оружия с борта AW101 был проведён 1 июня 2004 года. Прототип итальянской версии вертолёта под обозначением PP6 впервые взлетел 26 апреля 1999 года. Итальянские машины отличаются от английских прежде всего использованием американских двигателей General Electric T700-GE-T6A1 мощностью 1300 кВт. Итальянские вертолёты ПЛО имеют только два иллюминатора по левому борту в отличие от трёх на английских «Merlin». Итальянские вертолёты ПЛО/ПКР оснащены БРЭО с поисковой РЛС Eliradar APS-784, комплексом РЭБ/РПД, гидроакустической станцией Alenia AYK-204 и погружаемой ГАС L-3 Communications HELRAS. ВМФ Италии для замены устаревших палубных вертолётов заказал вертолёт для борьбы с подводными и надводными кораблями противника (ПЛО/ПКР). 4 октября того же года поднялся в воздух первый серийный вертолёт, который в итальянском флоте получил обозначение Mk.110.
Начиная с 1997 года в Великобританию, Италию, Канаду, Португалию, Данию и Японию было поставлено более ста EH101/AW101 в военно-транспортном и многоцелевом вариантах. Вертолёты AW101 принимали активное участие в боевых действиях на Балканах в 2003 году, в Ираке и Афганистане.


Обсуждение закрыто.