Многоцелевой морской вертолёт «Westland Sea King». Обзор » Неизвестная авиация

В числе последних оказалась и Великобритания. Благодаря надёжности, грузоподъёмности и способности садиться на воду Королевские ВВС используют именно «Си Кинги» для обеспечения круглосуточного дежурства в службе поиска и спасения в территориальных водах Великобритании. Ведущий производитель и разработчик британских вертолётов фирма «Вестланд» начала сотрудничать с компанией «Сикорский» ещё в начале 1950-х годов. ВМФ США приняли его на вооружение под обозначением SH-3, и многие страны вскоре стали приобретать эти машины для своих вооружённых сил, а некоторые решили производить их по лицензии. Разработанный компанией «Сикорский» многоцелевой вертолёт S-61 быстро получил признание во всём мире.
Новый вертолёт, имевший благодаря сочетанию двух газотурбинных двигателей и амфибийного (лодочного) фюзеляжа очень привлекательные возможности, сразу же после появления привлёк внимание руководства «Вестланд», которое приобрело права на производство и продажу машин на экспорт.

Копия лучше оригинала

Так произошло и в случае с «Си Кингом». Бюджетные ограничения во многих случаях диктовали необходимость закупки уже отработанных образцов, что означало прямые закупки или лицензионный выпуск американских самолётов или вертолётов. В 1960-е англичане располагали двумя основными типами вертолётов ПЛО – малый Вестланд «Уосп» действовал с небольших кораблей (фрегатов или ЭМ), а несколько больший Вестланд «Уэссекс» базировался на более крупных (большие ЭМ и авианесущие корабли). Поиски эффективного ответа на бурный рост советских ВМС приводили к очевидному решению – новому противолодочному вертолёту со значительно расширенными возможностями. Однако и тот, и другой обладали недостаточным, по мнению моряков, радиусом действия и ограниченной боевой нагрузкой. Однако во втором варианте британцы всегда старались не забывать о собственных производителях, в значительной степени изменяя и улучшая (с точки зрения британских военных) исходную конструкцию.

Большинство этих машин, построенных в 1970-1980-е годы, продолжает служить и сейчас.

Так, транспортный «Commando», с удлинённым десантным отсеком, способный перевозить 28 солдат, был разработан по требованию ВВС Египта, а позже стал рабочей лошадкой и Королевского флота под обозначением HC.4 (построено 42). В мае 1969-го вертолёт совершил первый полёт, а в августе того же года начал поступать на вооружение. Прежде всего, британцы решили использовать двигатели собственного производства – хотя по происхождению это были те же General Electric T-58, которые устанавливали на SH-3, они были усовершенствованы и стали несколько мощнее. Под обозначением Gnome их выпуск был освоен фирмой «Rolls-Royce». Первоначально это были машины, обозначенные «Си Кинг» HAS.1, их выпустили 56. Фактически от американской машины остался только фюзеляж. Первые четыре экземпляра были доставлены в Великобританию в разобранном виде в 1966 году. Помимо двигателей, на британском вертолёте появилась автоматическая полётная система, было заменено всё противолодочное оборудование, авионика, перераспределены роли между членами экипажа. За ними вскоре последовали HAS.2 (21 штука) с улучшенным оборудованием и двигателями. Большую часть ранних машин переоборудовали в эти, более поздние варианты. Для британских ВВС построили 25 штук в варианте HAR.3, а флот получил аналогичные машины за счёт переоборудования лишних машин ПЛО (HAS.5 и HAS.6) и обозначил их HAR.5 и HAS.6(CR). «Си Кинг» оказался едва ли не идеальным вертолётом для поисково-спасательных работ. Наконец, одним из самых необычных стал вариант ДРЛО, появившийся в результате Фолклендской войны, когда «вдруг» обнаружилось, что корабельные РЛС не способны вовремя обнаружить самолёты, подходящие на большой скорости и малой высоте, а самолёты ДРЛО канули в небытие вместе с последним британским авианосцем. Многие новинки внедрялись сперва на экспортных машинах, а затем использовались при заказе новых партий уже и британскими военными. Позже выпустили HAS.5 и HAS.6, получившие всё более новое противолодочное оборудование.

 
«Си Кинг» на учениях.

Эти машины, переоборудованные из HAS.2 и HAS.5, получили обозначение AEW.2 и AEW.5 соответственно (9 и 3 штуки). В 2002 году они получили новую РЛС, расширенные возможности (не только обнаружения, но и наведения своих истребителей) и обозначаются ASaC7. Тогда на правом борту установили обтекатель антенны (в полётном положении он опускается вниз, а перед посадкой поворачивается наверх) и РЛС Searchwater, а в кабине оборудовали места для операторов РЛС.

Экспортный успех

23 штуки попали в ВМФ Германии (Mk.41), 14 – в норвежские ВВС (Mk.43), 7 достались ВМФ Пакистана (Mk.45), 6 – ВМФ Египта (Mk.47), 5 – ВВС Бельгии (Mk.48). Вскоре заказ на противолодочные вертолёты последовал из Австралии, получившей 12 штук под обозначением «Си Кинг» Mk.50. Египет, резко сменивший военно-политическую ориентацию в начале 1970-х, заказал транспортный вариант, отличавшийся удлинённым десантным отсеком и способный нести до 28 солдат. За 9 машинами ПЛО Mk.42 (аналог HAS.2), 20 универсальных (противолодочные и противокорабельные с ПКР «Си Игл» Mk.42B и 6 транспортных и поисково-спасательных Mk.42C. «Вестланд» обозначил эти вертолёты «Commando» — всего в разных вариантах ВВС Египта получили 28 штук, включая 4 вертолёта РЭБ. Однако основная часть экспортных заказов состояла из морских (противолодочных или поисково-спасательных) вариантов «Си Кинга». Все эти варианты отличались оборудованием, вооружением (пакистанские «Си Кинги» могут нести ПКР по образцу катарских) и даже конструкцией. Примеру Египта последовал Катар, купивший 12 подобных машин, 8 из них способны нести ПКР «Экзосет». Отдельного упоминания заслуживает большой заказ для индийского флота – единственного, кроме британцев, использовавшего «Си Кинги» с палубы авианосца.


Обсуждение закрыто.