Создание McDonnell Douglas AH-64 Apache » Неизвестная авиация

Новый AAH должен действовать днём и ночью, в любую погоду, в условиях противодействия сильной ПВО. Но именно тогда был создан один из самых эффективных современных вертолётов огневой поддержки прошлого века. Эта машина предназначалась для замены боевого вертолёта первого поколения AH-1 Huey Cobra, доказавшего эффективность летательных аппаратов такого типа на заключительном этапе войны во Вьетнаме. Боевой вертолёт Hughes (чуть позднее ставший гордостью корпорации McDonnell Douglas) Apache создавали долго, при этом создателям пришлось столкнуться как с техническими, так и с финансовыми проблемами. В 1972 году Армия США выпустила технические требования к новому вертолёту в рамках программы создания Advanced Attack Helicopter (AAH).
В конкурсную разработку включились пять компаний: «Bell», «Boeing-Vertol» (совместно с «Grumman Aerospace»), «Hughes», «Lockheed» и «Sikorsky». Конструкторы «Hughes» разработали выглядевший неуклюжим, угловатый вертолёт Model 77, которому военные присвоили обозначение YAH-64. Неудивительно, что имевшая большой опыт «Bell Helicopter Textron» считала себя лидером конкурса, представив проект вертолёта YAH-63 (Bell Model 409).

AAH поднимается в воздух

Эта машина предназначалась для предварительной отработки силовой установки, а первым лётным экземпляром должен был стать вертолёт AV-02. А фирма «Bell» уже в апреле того же года изготовила YAH-63 для наземных испытаний, и её лидерство в программе заставило «Hughes» ускорить темп работ. Фактически AV-01 никогда не летал и использовался «Hughes» в качестве GTV. К июню 1975 года «Hughes» приступила к наземным испытаниям прототипа AV-01. Следующим шагом стало сравнение образцов – обе фирмы должны были построить и испытать по два прототипа, а также изготовить по одной машине для наземных испытаний – GTV (Ground Test Vehicle). 22 июня 1973 года Министерство обороны США объявило, что Bell YAH-63 и Hughes YAH-64 стали победителями предварительного этапа программы AAH. В результате, первый полёт YAH-64 состоялся на день раньше, чем у YAH-63 – 30 сентября 1975 года.

Обратите внимание на первоначальную форму носовой части фюзеляжа и фонаря кабины. AV-02, второй прототип YAH-64, на раннем этапе лётных испытаний.

Последовали интенсивные лётные испытания прототипов, проводившиеся сначала фирмами-разработчиками, а затем армией США. В это время было принято решение заменить первоначально предполагавшиеся в качестве вооружения для AAH ракеты TOW на Rockwell Hellfire – противотанковые ракеты с лазерным наведением, имеющие прицельную дальность пуска 6 км.
После оценки результатов испытаний 10 декабря 1976 года объявили, что победителем программы AAH был признан Hughes YAH-64. В ходе испытаний возникли некоторые технические проблемы, и пришлось изменить конструкцию несущей системы. Удалось уменьшить массу прототипа, изменив конструкцию хвостового оперения и установив более лёгкую систему охлаждения выхлопных газов двигателей Black Hole. Винт подняли вверх на 220 мм, а законцовкам лопастей придали стреловидность.
Второй этап программы предусматривал постройку трёх AH-64, соответствующих серийному стандарту, доведение до этого стандарта двух прототипов и GTV, полную интеграцию бортового оборудования и вооружения.

 
Прототип AV-03 с макетами ракет Hellfire. Позднее от её использования отказались. Видна управляемая поверхность задней кромки крыла, использовавшаяся на первых AH-64.

Это была первая машина, оснащённая окончательным вариантом хвостового оперения и высокой втулкой винта. В апреле 1980 года было принято ещё одно важное для программы AAH решение – для установки на серийные вертолёты были выбраны системы TADS/PNVS фирмы «Martin-Marietta». Первый полёт доработанного до серийного вида AV-02 состоялся 28 ноября 1977 года. На прототипе AH-64 были установлены два конкурирующих варианта систем TADS/PNVS: на AV-02 – фирмы «Martin-Marietta», а на AV-03 – фирмы «Northrop». Последний из трёх вертолётов, AV-06, заново изготовленных в ходе второго этапа, взлетел 16 марта 1980 года.
Удалось выжить только пилоту самолёта T-28D. 20 ноября AV-04 вместе с самолётом сопровождения T-28D отправился в испытательный полёт. К сожалению, 1980 год завершился трагедией. Машины шли в плотном строю и столкнулись.

 
В обоих случаях в состав систем входили тепловизионные и телевизионные датчики, позволявшие экипажу обнаруживать и атаковать цели днём и ночью. Для установки на вертолёт AAH были предложены варианты систем TADS/PNVS от двух разработчиков, фирм «Martin-Marietta» (слева) и «Northrop» (справа). Изображения, передаваемые TADS/PNVS, отображались на нашлемных индикаторах экипажа.

(1259 кВт). В конце 1981 года на заключительном этапе программы создания AAH вертолёту дали имя Apache. В мае 1981 года AV-02/-03/-06 были переданы Армии США для проведения заключительного этапа эксплуатационных испытаний AH-64. Испытательные полёты, проводившиеся в Хантер-Лиджетт, завершились успешно. Единственным серьёзным решением, принятым по результатам испытаний, стала замена двигателя на более сильную модификацию T700-GE-701 мощностью 1690 э.л.с.

Окончательное решение

Программа создания AAH столкнулась с серьёзной политической оппозицией, но у Apache были и могущественные сторонники. В армии полагали, что стоимость одного вертолёта составит 1.6 млн долларов (в ценах 1972 года), но теперь оказалось, что цена увеличилась до 13 млн, а к концу того же года – до 16.2 млн. В письме, датированном 22 июля 1982 года и адресованном противникам Apache в Сенате США, главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Бернард Роджерс указывал на возросшую угрозу со стороны стран Варшавского договора и требовал принятия ответных мер. 15 апреля 1982 года, наконец, было принято решение о развёртывании полномасштабного производства Apache. Армия США сначала увеличила число заказанных машин до 536, но потом была вынуждена уменьшить эту цифру до 446. По расчётам «Hughes» полная стоимость программы составляла 5994 млн долларов. Письмо заканчивалось словами: «нам нужны AH-64 в Европе, и мы не можем позволить себе тратить время на проектирование нового вертолёта».

Передача военным

К 1986 году «Hughes» планировала достичь максимального темпа выпуска – 12 вертолётов в месяц. Церемония выкатки в Меза первого Apache для американской армии состоялась 30 сентября 1983 года, через восемь лет после первого полёта. Предполагалось, что в 1985 году будет закуплено 144 машин AH-64, в 1986 году – 144 вертолёта и в 1987 году – 56.
К этому времени прототипы налетали свыше 4500 часов. Первый серийный AH-64 (PV-01) совершил 30-минутный полёт 9 января 1984 года. Но это событие осталось без особого внимания, поскольку 6 января 1984 года было объявлено о вхождении «Hughes Helicopters» в состав корпорации «McDonnell Douglas».

Начало службы

Передача первого серийного Apache Армии США состоялось 26 января 1984 года, хотя это скорее был формальный акт. PV-01 был снабжён регистрирующей аппаратурой и оставался в распоряжении «Hughes / McDonnell Douglas», и, фактически, вплоть до поставки PV-13 армейские пилоты не могли летать на Apache по своему усмотрению.

 
Официальная церемония передачи первого AH-64A Армии США была проведена в сентябре 1983 года на заводе в Меза, Аризона, специально построенном для выпуска Apache.

Последний AH-64A поступил в армию 30 апреля 1996 года – это был 915-серийный Apache. Первые вертолёты были поставлены в Форт-Остин (армейская школа логистики) и Форт-Раккер (армейский центр лётной подготовки). Всего американские военные получили 827 вертолётов AH-64A (включая шесть прототипов и 171 вертолёт, приобретённый в первой половине 1980-х годов). Поставки Apache велись следующим образом: в 1985 году было получено 138 машин, в 1986-м – 116, в 1987-м – 101, в 1988-м – 77, в 1989-м – 54, в 1990-м – 154 и в 1995 году – последняя дополнительная партия из 10 машин. Первым боевым подразделением, получившим на вооружение Apache, был 7-й батальон 17-й кавалерийской (аэромобильной) бригады в Форт-Худе, начавший 90-дневную программу переподготовки в апреле 1986 года.


Обсуждение закрыто.