Lockheed C-5 Galaxy: История эксплуатации » Неизвестная авиация

В течение 1968 года самолёты C-5A успешно прошли серию испытательных полётов на авиабазе Доббинс, штат Джорджия, причём потребность в военно-транспортных самолётах такой размерности в Юго-Восточной Азии в то время была столь насущной, что самолёт был оперативно – всего через три месяца после начала испытаний – принят на вооружение ВВС США. Стратегический и военно-транспортный самолёт С-5 Galaxy находится на вооружении ВВС США уже больше 40 лет и за это время доказал свои уникальные технические возможности во время многочисленных локальных конфликтов во всём мире — от войн в сердце Вьетнама и Персидском заливе до военных действий в пустыне Ирака и горах Афганистана.
Первый самолёт был передан заказчику 17 декабря 1969 года, после чего было сформировано учебное подразделение для подготовки (переучивания) лётного и технического состава на новый военно-транспортный самолёт. Самолёты также действовали с авиабазы Довер (9-я эскадрилья воздушных перевозок), восточное побережье США, и авиабазы Трэвис (75-я эскадрилья воздушных перевозок), западное побережье страны. Первый вылет С-5 состоялся 9 июля 1970 года. 6 июня 1970 года на авиабазе Чарльстон, штат Южная Каролина, была создана первая боевая эскадрилья – 3-я (транспортная) эскадрилья 437-го авиакрыла воздушных перевозок. Чарльстон стал одним из трёх «аэродромов погрузки» (Aerial Port of Embarkations, или APOE), откуда самолёты С-5 направлялись с различными грузами во Вьетнам.

Поддержка в Юго-Восточной Азии

При этом время подготовки к новому вылету составляло менее 35 минут. С-5А оказал существенное влияние на процесс снабжения американских войск в Юго-Восточной Азии – жизненно необходимое вооружение и снаряжение теперь могло быть переброшено на ТВД в течение нескольких часов. В частности, во время боёв за Дананг в 1972 году самолёты Galaxy всего за 10 самолётовылетов доставили танки, вертолёты и другое вооружение, а также боеприпасы и снаряжение общей массой 748 т.
В октябре 1973 года уникальные возможности С-5 оказались востребованы в ходе войны Судного дня – с их помощью американцы оставили оказавшемуся в тяжёлом положении Израилю необходимые вооружение и боеприпасы. В течение 31 суток операции «Nickel Grass» самолёты С-5А из состава Командования воздушных перевозок выполнили 145 самолётовылетов и доставили 10 800 т грузов, в среднем 74 т за один рейс.

Самолёт оснащается двигателями F138-GE-100, имеющими на 22% большую тягу. Важным этапом стала программа ремоторизации самолётов – модернизированным самолётам присвоили обозначение C-5M Super Galaxy.

В ходе катастрофы погибли 155 из 314 вьетнамцев, вынужденных бежать из страны. Впрочем, успех операции «Nickel Grass» затмила катастрофа, произошедшая с С-5А в апреле 1975 года – во время эвакуации из Вьетнама экипаж самолёта совершал вынужденную посадку, во время которой была разрушена хвостовая часть фюзеляжа. Катастрофа вызвала необходимость усовершенствования конструкции самолёта.
Кроме того, было заказано 50 новых машин модификации С-5В, что позволило передать часть более ранних С-5А в две эскадрильи Резерва ВВС и одну эскадрилью авиации Национальной гвардии США. В мирное время эксплуатация С-5А была ограничена ввиду выявленных проблем с прочностью конструкций крыла и центроплана. В течение 1981-1987 годов был проведён капитальный ремонт всех С-5А, предусматривавший замену крыла на всех самолётах (крыло было усилено).
В 1980-е – начале 1990-х годов самолёты C-5A/B, принадлежавшие ВВС и Резерву ВВС США, принимали участие в операциях в Гренаде (1983 год) и Панаме (1989 год). Они также оказались незаменимы во время различных гуманитарных операция, в частности – принимали участие в доставке грузов после землетрясения в Мексике (1985 год) и после ураганов «Хьюго» (1989 год) и «Эндрю» (1992 год).

Galaxy в операции «Буря в пустыне»

Уникальные возможности С-5 вновь были востребованы в ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне», когда потребовалось оперативно перебросить в Саудовскую Аравию огромное количество вооружения, техники, снаряжения и иных грузов. С августа 1990 года по 17 марта 1991 года все стратегические военно-транспортные самолёты выполнили 17 341 самолётовылет, из них 22.4% пришлись на С-5, которые перевезли 16.8% личного состава и 41.5% от общей массы грузов, достигшей 563 048 т.
За Galaxy числится и множество различных рекордов. В 1989 году во время демонстрации в Форт-Брэгге самолёт С-5В установил рекорд по выброске груза, совокупная масса которого достигла 86 406 кг (четыре танка M551 Sheridan и 73 парашутиста). Ещё в 1969 году С-5А установил рекорд по взлётной массе – максимальная взлётная масса машины составила 362 060 кг (данная масса была впоследствии одобрена для модификации С-5В), а в 1984 году модернизированный С-5А, с новым усиленным крылом, установил новый рекорд – взлётная масса машины достигла 417 691 кг.

Модернизация С-5

Первый модернизированный С-5 поднялся в воздух в декабре 2002 года. В 1998 году Командование воздушных перевозок приступило к реализации программы модернизации авионики самолётов С-5, в рамках которой кабина пилотов оснащалась новыми многофункциональными индикаторами, навигационным оборудованием, автопилотом и системами безопасности.

В ходе операции возникали технические проблемы, вызванные перегревом внутри самолёта. Самолёты окрашены в камуфляж типа «European One». C-5А выгружает грузы на авиабазе в Саудовской Аравии в ходе операции «Щит пустыни».

Данная программа продлится, как намечается, до 2016 финансового года; всего планируется модернизировать 49 C-5B, два С-5С и один С-5А. Более серьёзной стала модернизация парка С-5, связанная с заменой силовой установки, — двигатели TF39 были заменены на более мощные, надёжные и экономичные по топливу двигатели General Electric CF6-80C2 тягой по 220 кН каждый, что обеспечило снижение длины разбега самолёта на 30% и на 58% повысило скороподъёмность С-5. Модернизированная машина получила обозначение C-5M Super Galaxy. Первый полёт был выполнен в 2006 году, после чего последовали три предсерийные машины, а в 2010 году в воздух поднялся первый серийный модернизированный самолёт.
Самолёты С-5 по-прежнему составляют основу парка стратегической авиации ВВС США. После того, как в 2012 году были списаны 46 старых С-5А, общий флот Galaxy сократился до 79 машин, которые по состоянию на 2013 год были сведены в 10 подразделений: три эскадрильи воздушных перевозок в составе двух авиакрыльев воздушных перевозок ВВС США (авиабазы Довер, штат Делавэр и Трэвис, штат Калифорния), три эскадрильи в составе авиации Национальной гвардии США и четыре эскадрильи в составе Резерва ВВС США.


Обсуждение закрыто.