Nakajima B6N Tenzan «Jill». Совершенствование «Kate» » Неизвестная авиация

В то же время командование подготовило тактико-технические требования на новый самолёт, способный нести то же вооружение, что и B5N, и обладающий высокой скоростью и большой дальностью полёта. Первые результаты боевого применения B5N в Китае в конце 1930-х годов выявили многочисленные недостатки, после чего командование Японского Императорского флота
потребовало от руководства компании «Nakajima» разработать усовершенствованную модификацию B5N2. Самолёт Nakajima B6N пришёл на смену B5N «Kate» и попал на фронт в тот момент, когда чаша весов склонилась на сторону американцев. Будучи весьма хорошим торпедоносцем-бомбардировщиком, этот боевой самолёт японского Императорского флота, впрочем, так и не сумел раскрыть свой потенциал полностью и проявить себя на арене боя.
и приводившим во вращение четырёхлопастный воздушный винт. В ответ на них компания «Nakajima» спроектировала самолёт B6N Tenzan («Небесная гора»), который имел в целом схожую конфигурацию и размеры, но отличавшийся возросшей примерно на треть массой (пустого самолёта и максимальной взлётной). Самолёт оснащался выпускавшимся «Nakajima» звездообразным двигателем NK7A Mamoru 11, имевшим мощность 1870 л.с.

Трудности в разработке

В конечном итоге только в феврале 1943 года самолёт окончательно был одобрен к серийному производству под обозначением Navy Carrier Attack Bomber Tenzan Model 11 (Nakajima B6N1). Среди множества недостатков наиболее важными были недостаточная курсовая устойчивость самолёта, что потребовало внесения в конструкцию вертикального оперения большого числа изменений, а также проблемы с двигателем. Первый из двух прототипов B6N был облетан в начале 1941 года, однако его разработка и доводка шли достаточно напряжённо.

Прорываясь сквозь стальной ливень, B6N атакует авианосец «Йорк-таун» (CV 10) во время рейда американского флота на острова Трук в феврале 1944 года. Такие фотографии свидетельствуют о мужестве и храбрости японских лётчиков и о том, что ПВО авианосцев была весьма мощной.

Но из-за ненадёжной работы двигателя Mamoru выпуск данной модификации завершился всего через пять месяцев; всего собрали 133 самолёта. Последний ставился на бомбардировщик G4M и в варианте MK4T Kasei имел мощность 1850 л.с. При этом модификация B6N2a Model 12A отличалась изменённым вооружением для обороны задней полусферы – вместо 7.7-мм пулемёта Type 97 установили 13.2-мм пулемёт Type 2. Новый вариант самолёта с данным двигателем получил обозначение B6N2 и стал основной серийной модификацией – с июля 1944 года было выпущено 1133 таких самолёта. Командование флота потребовало от «Nakajima» заменить двигатель на 14-цилиндровый звездообразный двигатель Mitsubishi Kasei.

Боевое применение

B6N1 поступил на вооружение Японского Императорского флота в 1943 году. Боевое крещение новые самолёты получили в ходе боёв в районе атоллов Тарава и Макин, до конца года 22-я флотилия потеряла около 20 машин.
Самолёты B6N принимали участие во всех боевых операциях. В январе 1944 года самолёты B6N авианосцами «Дзуньё», «Хиё» и «Рюхо» были переброшены в Рабаул для усиления гарнизона, а через месяц оставшиеся в строю машины были переброшены на острова Трук. Кроме того, самолёты принимали участие в сражениях за Марианские острова и Филиппины, а также в заливе Лейте. При этом только за одну неделю боёв в октябре 1944 года авиация японского флота потеряла 492 самолёта.

 
Самолёт мог нести торпеду или авиабомбы. Оборонительно е вооружение B6N включало наводимый 13.2-мм пулемёт Type II в задней кабине и 7.7-мм пулемёт Type 97 в люковой установке для стрельбы вниз.

B6N2 имел более высокие характеристики, но это вряд ли могло решить все проблемы, стоявшие перед Японским Императорским флотом. Потеря Филиппин ознаменовала окончание «сражений авианосцев», а потеря огромного числа опытных пилотов не позволила B6N2 подтвердить свой высокий боевой потенциал в небе над Тихим океаном.
Впрочем, Япония успела капитулировать раньше, чем самолёт пошёл в серию. Многие самолёты B6N (кодовое обозначение союзников «Jill») были переоборудованы для пилотов-камикадзе, участвовавших в боях за Окинаву в 1945 году, а также в самолёты-разведчики. В конце войны главной задачей Японского Императорского флота стала защита островов метрополии, поэтому «Nakajima» модифицировала два B6N2a в прототипы бомбардировщика сухопутного базирования B6N3 Model 13, который отличался упрощенным шасси и отсутствием оборудования, характерного для самолётов авианосного базирования, что в итоге привело к снижению массы и улучшению лётных характеристик.
Считается, что войну пережили около 40 самолётов B6N, причём большая часть их была уничтожена и лишь несколько машин использовались союзниками для оценки их возможностей. До настоящего времени сохранился лишь один самолёт – он находится в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.


Обсуждение закрыто.