Ту-126. Советский АВАКС » Неизвестная авиация

Особенно остро данный вопрос стоял в отношении северного, арктического направления. В конце 1950-х годов ввиду существенно возросшей возможности нанесения по территории СССР массированного ядерного удара. Первоначально самолёт планировалось создавать на базе планера Ту-95. Однако создать треть наземных РЛС было технически сложно и дорого, поэтому было решено создавать воздушный носитель РЛС большой дальности — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО; при наличии возможности по управлению действиями авиации и других войск — самолёт ДРЛОиУ, где «У» означает «управление»).Задание на создание такого авиационного комплекса, которому присвоили обозначение Ту-126, в июле 1958 года получило ОКБ Туполева. И тогда же появилась необходимость в создании средств раннего обнаружения бомбардировщиков противника. Поступив на вооружение советских Вооружённых сил в 1965 году, Ту-126 стал самым первым отечественным самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и оставался важным звеном ПВО страны вплоть до 1980-х годов. Однако для данной цели он не подходил, равно как и Ту-116, так что в итоге выбор пал на авиалайнер Ту-114, обеспечивавший размещение как крупногабаритной РЛС слежения за воздушной и надводной обстановкой, так и всей необходимой аппаратуры, и экипажа в составе лётчиков и операторов целевой аппаратуры.
Кабина лётного экипажа была оставлена практически без изменений, а пассажирский салон на верхней палубе разбили на отсеки: первый отсек – бортовая ЭВМ, места операторов и часть аппаратуры РЛС «Лиана»; второй отсек – зарезервирован под дополнительное оборудование (между первым и вторым отсеками – гардероб); третий отсек – место стрелка кормовой дистанционно-управляемой пушечной установки (в окончательном варианте от неё отказались); четвёртый отсек – места отдыха; пятый и шестой отсеки – блоки радиотехнического комплекса и пр.

Разведка НАТО обнаружила существование Ту-126 в 1968 году, ему присвоили обозначение «Moss». Примечательно, что западные аналитики тогда считали, что радиотехнический комплекс Ту-126 не обладает возможностями по перехвату низколетающих крылатых ракет.

На нижней палубе расположили часть агрегатов самолётных систем и аппаратуру системы РЭБ, а под фюзеляжем в районе пятого отсека – обтекатель жидкостного и воздушного радиаторов, обеспечивавших температурный режим блоков РЛС «Лиана». Там же, в районе пятого отсека, на фюзеляже был смонтирован пилон, на котором крепился вращающийся обтекатель с антенной РЛС (Ту-126 стал первым в мире самолётом ДРЛО с вращающимся грибовидным обтекателем РЛС).
В отличие от базового Ту-114 на Ту-126 была обеспечена возможность покидания экипажем самолёта в полёте – через аварийный люк в полу первого отсека и нишу передней опоры шасси в выпущенном положении. В состав экипажа, кроме лётчиков (два пилота и два штурмана), входили операторы РЛС, систем радиотехнической разведки и телекодовой передачи данных, а также начальник радиотехнического комплекса, техник и механик комплекса для выполнения оперативных ремонтных работ в полёте.
Применённая на Ту-126 станция «Лиана» была разработана Московским НИИ приборостроения (ныне Концерн «Вега») и позволяла обнаруживать воздушные цели на дальностях от 100 км до 350 км, а морские цели типа «крейсер» — на дальности до 400 км. Станция была способна одновременно обнаруживать до 14 воздушных целей, а бортовая телекодовая аппаратура обеспечивала передачу полученных данных на КП ПВО и ВМФ, расположенные на удалении до 2000 км.

Ту-126 отслеживает действия британских ВМС во время учений, а его в свою очередь сопровождает истребитель Phantom FG.Mk I из 892-й эскадрильи, приписанной к авианосцу «Арк Ройял». Фотография сделана, вероятно, в начале 1970-х годов.

Всего построено 9 самолётов. 23 января 1962 года новый самолёт совершил первый полёт. В ходе испытаний были изучены поведение самолёта на различных режимах полёта, работа комплекса «Лиана» и других систем, а также проведена работоспособность системы дозаправки топливом в полёте, которая при одной дозаправке обеспечивала удвоение продолжительности патрулирования. Весной 1965 года самолёт Ту-126 с комплексом «Лиана» был принят на вооружение войск ПВО СССР, причём в серийное производство он был запущен ещё в ноябре 1963 года.

В эксплуатации

Поступление Ту-126 в войска началось в 1966 году – они поступали в 67-ю отдельную авиаэскадрилью ДРЛО, дислоцировавшуюся под Шауляем (Литовская ССР) и включавшую два отряда по четыре машины в каждом (девятый, опытный Ту-126, использовался в основном для испытаний и доработок).
Кроме того, Ту-126 часто перебрасывались в Оленегорск, откуда они совершали полёты вглубь Арктики. Ту-126 оставались на вооружении до 1984 года, после чего им на смену пришли самолёты ДРЛОиУ А-50. Продолжительность полёта с одной заправкой достигала 17-18 часов, поэтому базировавшиеся под Шауляем самолёты ДРЛО могли совершать полёты на патрулирование в район Балтийского, Баренцева и Карского морей, а также в районы Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Ту-126 развивал максимальную скорость полёта 850 км/ч и крейсерскую скорость порядка 650 км/ч, а без дозаправки мог совершать полёт на дальность до 7000 км.


Обсуждение закрыто.