Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева

Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.Ростислав Алексеев. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. Фото: Commons.wikimedia.orgНесмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.Конструктора погубило его детищеВсего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). Страшный сон американских адмираловГруппа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.Экраноплан «Орлёнок». За прошедшие дни развился перитонит. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.Судно на подводных крыльях «Буревестник». Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.Экраноплан «Лунь», Каспийск, 2010 год. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Полёт прошёл успешно.«Каспийский монстр». Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. Фото: Commons.wikimedia.org«Ракета», покорившая мирВ 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева — советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.В погоне за скоростьюРостислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.«Каспийский монстр»Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.«Орлёнок» и опалаПомимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. За Алексеевым оставили лишь второе направление.В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». д.).Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.Прошлое и будущееУдарный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Фото: Кадр youtube.comИспытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Фото: РИА Новости/ Галина КмитБудущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.Что нужно России?В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой. На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Фото: Commons.wikimedia.org/ Fred SchaerliЭкраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров.


Обсуждение закрыто.