Украинские авиакомпании могут потерять права на международные полеты

 

Чиновники не дают взлететь Atlasjet Ukraine. Авиакомпания проиграла
иск к Государственной авиационной службе, в котором она требовала от
ведомства выдать документы, позволяющие начать международные полеты.
Соответствующее решение Окружного административного суда Киева размещено
в Едином госреестре судебных решений. Приняв его, суд поставил под
сомнение законность всех ныне действующих правил выдачи направлений.
Борьба за небо
Начать выполнять полеты из Украины компания планировала 15 сентября.
3 июля совместная комиссия Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы
выдала авиакомпании Atlasjet Ukraine права на выполнение регулярных
полетов по 14 международным маршрутам.
Чтобы перевозчик фактически начал совершать рейсы по этим
направлениям, министерство должно было свои приказом утвердить решение
комиссии, а Госавиаслужба — оформить документы о правах Atlasjet Ukraine.
Мининфраструктуры издало приказ в конце июля, но служба не оформила
документы.
8 сентября Atlasjet Ukraine подала иск в суд с требованием, чтобы
Однако суд посчитал, что Госавиаслужба все‑таки выдала документы.
Мининфраструктуры не имело права в 2013 году издавать приказ, которым
были утверждены ныне действующие правила распределения маршрутов среди
авиакомпаний.
"Данным решением подтверждается, что авиаперевозчики не могут
игнорировать положения Воздушного кодекса Украины, имеющего высшую
юридическую силу по сравнению с приказами министерства", —
прокомментировала решение суда старший юрист юрбюро ECOVIS Бондарь и
Бондарь Юлия Дмитриева.
"Вопросы компетенции государственных органов или действительности
порядка распределения прав вообще почти не обсуждались во время этого
судебного процесса", — возмущается старший юрист юрфирмы Marchenko
Danevych Андрей Гук, который представлял в суде интересы Atlasjet
По его словам, вчера Atlasjet Ukraine подала апелляцию на Ukraine.
решение суда первой инстанции в Киевский апелляционный административный
суд.
Напомним, что в авиационном законодательстве есть коллизия, которая
позволяет каждой из сторон — Мининфраструктуры и Госавиаслужбе — считать
себя правой и трактовать существующий порядок по своему усмотрению.
Согласно Воздушному кодексу и действующему положению о Госавиаслужбе,
именно Госавиаслужба, а не Мининфраструктуры принимает решения о
предоставлении прав на эксплуатацию воздушных линий авиаперевозчикам. Но
существует порядок выдачи направлений, утвержденный Мининфраструктуры,
согласно которому направление выдает не Госавиаслужба, а комиссия.
Выигрывают конкуренты
Суд поставил под сомнение законность ныне действующих правил выдачи
"Таким образом, с момента вступления в силу решения суда направлений.
(вступит в силу, если Atlasjet Ukraine проиграет апелляцию. — Капитал)
И ждать, абсолютно все украинские авиакомпании должны прекратить полеты.
пока Госавиаслужба издаст свои авиационные правила", — говорит эксперт
авиарынка Сергей Хижняк.
В решении суда сказано, что утверждение правил распределения
маршрутов находится в компетенции Госавиаслужбы, которая должны издать
соответствующие "авиационные правила", продолжает он. Однако в системе
украинского права нет понятия "авиационные правила", нет механизма их
разработки, принятия и регистрации в министерстве юстиции, отмечает
Хижняк.
Проигрыш Atlasjet Ukraine выгоден конкурентам, считает эксперт
авиарынка Евгений Хайнацкий. "Отсутствие дополнительного конкурента
позволяет сохранить доходность линии на запланированном уровне, а ввод
дополнительных емкостей на рынок всегда приводил к обвалу цен и
недополучению выручки всеми перевозчиками", — заключает Евгений
Хайнацкий.
Напомним, что после сокращения пассажиропотока конкуренция между
По данным Госавиаслужбы, пассажиропоток за авиакомпаниями ужесточилась.
январь-сентябрь 2014 г. составил 8,5 млн. человек, что на 27% меньше,
чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты прогнозируют падение в
целом за год на 20‑35%.


Обсуждение закрыто.