Украинский авиарынок вошел в затяжное пике

 

Ситуация на украинском рынке авиационных перевозок с каждым месяцем
становится все хуже.
За восемь месяцев 2014 года пассажиропоток Борисполя сократился на
8,5% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. За девять месяцев
аэропорт потерял 11%, за десять — 12% пассажиров.
По оценкам Госавиаслужбы, в 2014 году пассажиропоток в Украине упадет
человек. на 30-35% до 9,9-10,6 млн.
За девять месяцев 2014 Положение украинских авиакомпаний не лучше.
года перевозчики в сравнении с аналогичным периодом 2013 года потеряли
Они перевезли 5,1 млн. 17,8% пассажиров и 25% грузов. человек и 55,7
тыс. тонн грузов.
Причины — война на востоке Украины и спад в экономике. Кроме того,
говорят игроки рынка, ситуацию в отрасли усугубляет нерасторопность
Например, на время кризиса можно было бы упростить валютное властей.
регулирование.
"Сейчас авиация должна продавать валютную выручку и тут же покупать
ее. Это не способствует стабилизации валютного рынка и угрожает
В выигрыше только банки, которые получают исполнению контрактов.
комиссию за каждую транзакцию", — полагает коммерческий директор
компании Wizz Air Украина Вадим Третяк.
ЭП поинтересовалась в Wizz Air, сколько они теряют на валютных
операциях, но в компании отказались отвечать на запрос. В МАУ ответили
Точнее сказать так: "Потери исчисляются сотнями тысяч долларов в месяц.
Эти суммы оседают в банках в не могу — информация конфиденциальна.
процессе продажи и покупки валюты, а также уплаты штрафов, выставляемых
поставщиками из-за задержек платежей, вызванных сроками этих
транзакций".
Повлиять на ситуацию пытались авиационные власти страны. "С целью
урегулирования ситуации на валютном рынке для субъектов авиационной
деятельности в НБУ направлено письмо от 30 сентября 2014 года. Вопрос
частично решен путем внесения Нацбанком изменений в его постановления",
— сообщили ЭП в Министерстве инфраструктуры.
Впрочем, чиновники признают: эти изменения не смогли в полной мере
решить проблемы авиакомпаний, связанные с международными перевозками.
"Для окончательного решения этого вопроса Госавиаслужба направила
письмо премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой внести дополнительные
Такое же письмо направлено главе НБУ изменения в постановления НБУ.
Валерии Гонтаревой", — говорят в Минтрансе.
Кроме того, в Wizz Air считают, что было бы неплохо привязать налоги
и сборы в авиационной сфере к гривне. Сегодня расчеты ведутся в привязке
к доллару.
"Если государство настаивает, что все расчеты внутри страны должны
проводиться в гривне, логично было бы и самому государству отказаться от
привязки налогов к иностранной валюте для субъектов, зарегистрированных
в Украине. Это помогло бы компаниям пережить кризис", — говорит Третяк.
В МАУ считают, что эти предложения невозможно реализовать.
"Международная авиация живет в структуре долларовых платежей за топливо,
лизинги, аэропортовое обслуживание", — отмечет президент МАУ Юрий
Мирошников.
Министерство инфраструктуры объясняет привязку налогов и сборов к
доллару международной практикой и одинаковым подходом ко всем игрокам
рынка.
"Большинство полетов, которые обслуживаются в воздухе и аэропортах
Ставки сборов рассчитываются на основании Украины, международные.
фактических расходов аэропортов и провайдеров навигационного
оборудования. Они равные для всех, поэтому и ставки одинаковые", —
объясняют в министерстве.
Помощь от государства
Для выживания в сложных экономических и политических условиях
крупнейший украинский авиаперевозчик МАУ попросил у правительства
выделить $100 млн. стабилизационного кредита
на десять лет.
Эта просьба вызвала критические отзывы у игроков рынка. В Wizz Air
заявили, что давать деньги МАУ бесполезно и опасно.
"Для поддержки рынка авиаперевозок в Украине нужно наконец подписать
Оно определит соглашение о Едином авиационном пространстве с Европой.
будущее отечественной авиации: выявит более сильных игроков и даст
Прямые инвестиции в отдельные возможность каждому занять свою нишу.
авиакомпании, как показала европейская практика, лишь оттягивают момент
Перевозчики исчезают вместе с государственными деньгами" их банкротства.
— сказал Третяк.
В МАУ поправляют Wizz Air: речь идет не о прямых инвестициях, а о
стабилизационном кредите.

По словам Мирошникова, полученные от государства деньги пойдут главным
образом на оплату услуг государственных предприятий авиатранспортной
системы Украины и в ближайшие годы вернутся в госбюджет.
При этом, добавляет менеджер, удастся сохранить рабочие места не
только в МАУ, но и в отрасли. Сохранить наработанную структуру в
готовности к восстановлению показателей роста на рынке авиаперевозок.
Примеры успешной реализации такой государственной помощи есть, говорит
он.
"США после терактов 11 сентября, Евросоюз в период глобального
экономического кризиса. Самый свежий пример, успешности которого мы пока
кредита Сбербанка РФ не знаем, — $1 млрд.
авиакомпании "Трансаэро" из-за потерь, связанных с ситуацией в Украине",
— говорит топ-менеджер МАУ.
Вернут ли акционеры МАУ кредит? Если такой заем попросит, например,
Приватбанк, также контролируемый Игорем Коломойским, то у Нацбанка будет
В ежедневная отчетность учреждения и возможность блокировать его счета.
случае с МАУ государство не сможет сделать это быстро.
Если речь зайдет о возврате денег, компания может выставить
государству встречные счета, заблокировать возврат денег через суды либо
В крайнем случае, предложит войти в акционерный капитал как миноритарию.
если государство будет слишком "давить", МАУ может постичь печальная
судьба Аэросвита.
Впрочем, почему Украина должна помогать из бюджета компании, которая
многие годы была монополистом на рынке авиаперевозок, и которая до сих
Конфликт вокруг пор блокирует свободный рынок в этой сфере?
Atlasjet, которая не смогла пробить блокаду
МАУ, — яркое тому свидетельство.
Где "открытое небо"
Помощь отрасли нужна, но Власти Украины находятся в сложной ситуации.
на нее нет денег. Непростая ситуация и с "открытым небом" с ЕС.
Подписание этого соглашения постоянно откладывается. Киев говорит — по
вине Брюсселя.
"Представители Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы проводят
переговоры с представителями ЕК и другими заинтересованными сторонами.
Решается спорный вопрос касательно Гибралтара. ЕС несколько раз
откладывал предложенные Украиной даты подписания договора из-за
отсутствия консенсуса между Испанией и Великобританией по Гибралтару.
Консультации продолжаются", — говорят в министерстве.
Все это не вселяет надежд на быстрое восстановление авиационного рынка в
стране. Падение может быть затяжным.


Обсуждение закрыто.