Многоцелевой истребитель Су-37

Су-37 Терминатор
— многоцелевой истребитель созданный на базе многоцелевого истребителя
Су-35. Дальнейшее повышение летных характеристик машины было возможно
только при установке двигателя с изменяемым в полете вектором
тяги. Работы в этом направлении уже несколько лет велись в ОКБ
Люльки, а испытания опытного образца провел весной 1989 им. А.М.
Тогда на самолете установили только на Т-10-26 Виктор Пугачев. г.
один двигатель, сопло которого могло менять свое положение в вертикальной
Для подготовки плоскости, для чего летчик переключал тумблер в кабине.
демонстрационного образца истребителя с отклоняемым вектором тяги
взяли один из серийных Су-35, установили на нем два двигателя
АЛ-31ФП, поставили в кабине пилота боковую ручку управления самолетом
После соответствующих и тензоруд (новый вид ручки управления двигателем).
доработок систем управления самолетом и двигателями название машины
2 апреля 1996 г. летчик-испытатель ОКБ Е.И. изменили на Су-37.
Фролов поднял самолет в небо, а 18 августа того же года Су-37
был впервые показан на авиационном празднике в Тушино в Москве.

В ходе летных
испытаний самолет Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные
Впервые были отработаны новые маневры, связанные возможности.
с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости.Технические
решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили:

возможность
нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в
том числе и малозаметному самолету);
многоканальность
и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных
систем;
атаку наземных
целей без входа в зону ПВО противника;
маловысотный
полет с облетом и обходом наземных препятствии;
автоматизированные
групповые действия по воздушным и наземным целям;
противодействие
радиоэлекторнным и оптико-электронным средствам противника;
автоматизацию
всех этапов полета и боевого применения.
Самолет
выполнен по схеме «неустойчивый интегральный триплан», сочетающей
нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением.
Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании
Су-35/37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно
Для самолета разработано расширено применение композиционных материалов.
новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее
разместить больший объем топлива.
Горизонтальное
оперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор,
каждая консоль которого имеет собственный быстродействующий электрогидравлический
ПГО включено в общую цифровую электродистанционную систему привод.
управления самолетом и способно отклоняться в диапазоне углов
Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости -50/+10°.
на больших углах атаки (в частности, на Су-35/37 практически полностью
удалось устранить тряску, сильно затрудняющую пилотирование и
прицеливание истребителей других типов на подобных режимах), ПГО
выполняет и ряд других важных функции. В частности, оно способствует
смещению вперед аэродинамического фокуса самолета, что приводит
к значительному уменьшению статической устойчивости.
Посредством
ПГО возможно «управление» степенью неустойчивости самолета, которая
меняется в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески.
При полетах на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является
активным и пассивным демпфером продольных колебании и тряски,
что повышает безопасность полета, уменьшает нагрузки на планер
и увеличивает комфорт, а, следовательно и боеспособность летчика
Аэродинамические усовершенствования, примененные в условиях болтанки.
на самолете, позволили добиться снижения нагрузок на фюзеляж и
корневые части крыла, что, в свою очередь, обеспечило достижение
без усиления конструкции планера установившейся перегрузки 10 ед.
(максимальная установившаяся перегрузка, достигнутая на истребителях
других типов, не превышает в настоящее время 9 ед.).
По сравнению
с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения
истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются,
Усилены стоики шасси (что обусловлено также, в качестве топливных баков.
возросшей взлетной массой самолета), носовая опора снабжена двумя
колесами. Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее
число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения
Самолет оснащен катапультным креслом КД-36ДМ с 6000 до 8000 кг.
По сравнению с Су-27 увеличен запас с углом наклона спинки 30°.
кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также
устройство утилизации отходов.
На опытном
самолете Су-37 (известном как борт «711») установлены двигатели
АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги по каналу тангажа.
ТРДЦФ оснащен цифровой электронной системой управления, интегрированной
с системой управления самолетом. Осесимметричное управляемое сопло
отклоняется в вертикальной плоскости на угол ±15° при помощи двух
пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая
скорость перемещения сопел — 30°/с).
Серийные
истребители Су-37 предполагается оснастить усовершенствованными
двигателями АЛ-37ФП (2 х 14500кгс), являющимися дальнейшим развитием
ТРДДФ АЛ-31. В ТРДЦФ обеспечено охлаждение поворотной части сопла
на режиме полного форсажа и максимальном угле поворота. В качестве
рабочего тела в гидроцилиндрах использовано авиационное топливо.
Система управления вектором тяги позволяет управлять самолетом
как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием
Самолет оснащен убирающейся направления тяги правого и левого двигателя.
штангой топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.

Су-37 оснащен
цифровой электродистанционнои системой управления (ЭДСУ) самолетом.
Она выполнена по четырехканальнои схеме резервирования в продольном
Для канале и трехканальнои схемой — в каналах бокового движения.
увеличения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно.
Система автоматизированного управления самолетом обеспечивает
управление всеми рулевыми поверхностями, а также отклонением вектора
тяги двигателей посредством перемещения ручки управления самолетом.
При этом безопасность полета достигается автоматическим ограничением
перегрузок самолета в зависимости от полетной массы и полетных
Установка Имеется режим автоматического выхода из штопора. режимов.
нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением
По сравнению потребовала увеличения мощности электро- и гидропитания.
с самолетом Су-27 установлены новые электрогенераторы и гидронасосы.
На самолете Су-37 установлена боковая малоходовая ручка управления
и неподвижный тензометрический РУД.
БРЭО самолета
включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта
и обеспечивает упреждающее поражение воздушных целей (в том числе
и малозаметных) на дистанциях, гарантирующих от возможности ответного
Автоматизированы все этапы полета, включая боевое удара противника.
применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа
в зону ПВО противника, противодействие радио- и опто-электронным
По информации, поступающей от навигационнной системы, средствам РЭБ.
САУ решает задачи полета по маршруту с облетом запрограммированных
промежуточных пунктов маршрута, возврата на аэродром, предпосадочного
маневрирования и захода на посадку до высоты 60м. Имеется режим
автоматического управления полетом на предельно малой высоте,
с обходом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое
целеуказание при действиях как по воздушным, так и по наземным
целям.
Су-37 оснащен
комплексом, включающим импульсно-доплеровскую БРЛС с неподвижной
Усовершенствованная фазированной антенной решеткой и БРЛС заднего обзора.
оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор,
совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается
обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно
Оптико-локационная нескольких воздушных целей на большой дальности.
система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом
На самолете установлена аппаратура летчика в единый комплекс.
автоматической защищенной системы обмена данными о целях, позволяющая
лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих
групповой бой. Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения
об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки
нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом
и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных
Самолет Су-37 имеет новое информационно-управляющее радиолокационных и ИК-помех.
поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими
цветными (в отличие от Су-35, где инликаторы монохромные) многофункциональными
В индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле.
Связное индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы.
оборудование включает радиостанции УКВ- и КВ-диапазона, аппаратуру
телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

Вооружение
истребителя включает традиционную для семейства самолетов «Су»
На 14 узлах внешней подвески может размещаться пушку ГШ-301 (30мм).
различное вооружение общей массой до 8000 кг. Всего возможно более
70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух»
средней дальности Р-77 с активным радиолокационным самонаведением,
ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным
радиолокационным или пасивным ИК-наведением, высокоманевренные
ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 с ТГС, ракеты
Х-31 класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС», ракеты класса «воздух-поверхность»
семейства Х-29, бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500кг.


Обсуждение закрыто.