Коммерческие вертолёты Puma и Super Puma » Неизвестная авиация

Puma был легче, чем Super Frelon, и имел современную конструкцию. Значительное количество Super Puma закупила авиакомпания «Bristow Helicopter» (в 2009 году в её авиапарке насчитывалось 34 машины), которые прошли модернизацию для обслуживания нефтеразработок, после чего получили наименование Tiger. VIP-вариант AS 332L2 Super Puma Mk II рассчитан на перевозку от 8 до 15 пассажиров. Вертолёты оснащены полным комплектом аппаратуры для «слепых» полётов, стабилизатором, лопасти несущего и хвостового винтов оснащены противообледенительными системами, установлен тормоз несущего винта. Оба варианта сохранили размеры кабины базовой модели, но оснащались более мощными 1780-сильными ТВД Makila 1A. В санитарном варианте вертолёт способен перевозить 12 больных на носилках и ещё четверых в сидячем положении, а также медработника. Вертолёт заслужил репутацию самой удачной в мире винтокрылой машины для обслуживания газо- и нефтеразработок на континентальном шельфе. Единственным покупателем этого вертолёта стала южнокорейская фирма «Samsung». AS 332L2 выпускался только в варианте с удлинённым фюзеляжем, причём более длинным, чем у AS 332L1. Среди покупателей таких вертолётов была компания «Helicopter Service of Norway», заказавшая четыре машины в мае 1992 года и ещё четыре в июне 1997-го. Вариант с кабиной увеличенного на 25% объёма получил обозначение ЕС225. Ещё одним внешним отличием новых вариантов стал подбалочный киль. Вертолёт Puma обладал большим модернизированным запасом, благодаря которому был разработан вариант AS 332B, а на его основе гражданский AS 332C Super Puma. Но даже вертолёты первых моделей отличала надёжность, высокая ремонтопригодность, хорошая маневренность и отличные
лётные данные. Менее требовательным в отношении комфорта заказчикам поставлялись машины с конфигурацией салона, как на военном варианте – на 28 человек и одного сопровождающего. Вертолёты, иногда ошибочно именуемые Super Tiger, отличались интерьером кабины со складными креслами. Очередным шагом стало увеличение длины фюзеляжа на 76 см, в результате чего полезный объём грузопассажирской кабины стал больше на 1.9 м3 и пассажировместимость возросла до 21 человека. Кроме того, сделан внешний люк для доступа в багажный отсек. В задней части кабины была сделана композитная вставка длиной 55 см, за счёт неё установили ещё один ряд пассажирских кресел. Приборное оборудование выполнено на основе четырёх жидкокристаллических многофункциональных дисплеев фирмы «Sextant Avionique». Гражданские варианты вертолётов Puma и Super Puma широко применялись для перевозок людей и грузов там, где особо ценились скорость и
эффективность. Лопасти несущего винта получили законцовки параболической формы. Он применялся для выполнения широкого круга работ, например, для монтажа опор подъёмника на горнолыжной трассе. Оптимизированный для коммерческой эксплуатации Super Puma отличался изменённой носовой частью фюзеляжа, в которой была установлена метео-РЛС Bendix/King RDR 1400 или Honeywell Primus 500. вертолёт SA 330F развивал скорость до 280 км/ч. У новой модификации пилон несущего винта более плавно сопряжён с хвостовой частью, переходящей в хвостовую балку. Вертолёт Sud Aviation SA 330 (такое обозначение получила машина) обладал очевидным коммерческим потенциалом, и в скором времени появилось несколько гражданских моделей базового варианта. С этими двигателями устанавливались противопыльные фильтры на воздухозаборниках. Эти машины приспособлены для перевозки людей и грузов. В базовом варианте AS 332L2 имеет салон на 24 пассажира и стюарда, а в «люкс-конфигурации» — на 19 пассажиров с увеличенным шагом кресел. В техническом задании на вертолёт Puma оговаривалось создание всепогодной круглосуточно используемой машины, хотя прошло несколько лет с начала эксплуатации вертолёта, прежде чем на нём появилась РЛС. Семь таких машин в 1996 году купил Иран для обслуживания нефтяных и газовых месторождений. Производство в Индонезии

Небольшое количество гражданских AS 332 было построено в Индонезии фирмой IPTN под обозначением NAS 332LI. Появление AS 332L2 послужило поводом для изменения обозначения исходного AS 332L на AS 332M, но за старыми вертолётами оставили наименование Super Puma Mk I. Лётчики обладают высочайшей квалификацией. Модификации с удлинёнными фюзеляжами получили обозначения AS 332M или AS 332L Super Puma (гражданский). Предусматривалась также возможность перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем. Его поставки начались в 1993 году. Базовая модель Puma в гражданском секторе рынка имела ограниченный успех. Первый из восьми прототипов и предсерийных вертолётов SA 330 выполнил первый полёт в Мариньяне 15 апреля 1965 года, военный сертификат лётной годности был получен в 1970 году. В конструкции AS 332L2 существенно увеличена доля деталей из композитов, втулки несущего и хвостового винтов сделаны из материала Spheriflex. Вертолёт оснащён четырёхканальной автоматической системой управления и встроенной системой самоконтроля. Обозначения военных вариантов Super Puma изменили в 1990 году. Вертолёты этого семейства имели большие сдвижные двери грузопассажирской кабины, ускорявшие посадку и высадку пассажиров или десанта. Идёт серийное производство варианта AS 332L1 и базовой модели. НаPuma/Super Puma стоял вращающийся против часовой стрелки хвостовой винт, шасси убирались в полёте в открытые ниши, расположенные в днище фюзеляжа и спонсонах. Последующие гражданские модификации продавались более успешно. Машины получили индекс «532» и наименование Cougar, однако за гражданскими моделями сохранилось обозначение AS 332 и наименование Super Puma. Удлинённый вариант был сертифицирован в 1983 году и быстро завоевал популярность у гражданских эксплуатантов.  
Эксплуатируемые на континентальном шельфе вертолёты Super Puma обычно комплектуются надувными баллонетами. Парк вертолётов AS 332L Tiger авиакомпании «Bristow Helicopter» насчитывает 34 машины. Первым стал SA 330F, эквивалент исходных моделей SA 330C, для армейской авиации Франции и SA 330E (Puma HC.Mk 1) для британских ВВС. В 1998 году началась разработка более эффективного варианта Super Puma Mk III, способного выдержать конкуренцию с новейшими вертолётами AW 101 и S-92.  
«Tyrolean Airways» эксплуатирует данный вертолёт AS 332C Super Puma с начала 1980-х годов. Всего гражданским заказчикам было поставлено около 70 таких вертолётов. Они обслуживают нефтяные и газовые буровые платформы в Северном море, а их экипажи регулярно отрабатывают взлёты и посадки на ограниченные площадки в условиях дождя и сильного ветра. Оснащённый двумя ТВД Turmo IIIC4 мощностью по 1320 л.с. Под маркой Eurocopter

Серийный выпуск вертолётов Super Puma/Cougar продолжился под маркой Eurocopter. Двери кабины оборудованы устройствами аварийного сброса, в бортовой комплект штатно входят надувные баллонеты, а навигационное оборудование доработано для полётов над морем. Устройства серого цвета в носовой части на спонсоне вертолёта компании «СНС» как раз и являются баллонетами, используемыми при аварийной посадке на воду. Развитием базовой модели Cougar/Super Puma стал вариант AS 332L2 Super Puma Mk II.


Обсуждение закрыто.