Истребители Первой мировой. Обзор » Неизвестная авиация

Так появились трипланы, наиболее известными из них стали английский Сопвич «Триплан» и немецкий Фоккер Dr.I. В этом случае линия прицеливания практически совпадала с осью ствола, а затворы были доступны безо всякой эквилибристики (в отличие от предыдущей схемы). Первые воздушные бои не позволили однозначно выбрать одну или другую схему. Примерно так выглядели самые массовые и успешные истребители конца войны: французский SPAD.XIII, английский RAF S.E.5 и немецкий Фоккер D.VII. К началу Первой мировой войны (1 августа 1914 г.) разделения военных самолётов на какие-либо классы в помине не было, а скорость едва-едва перевалила за 100 км/ч. В ходе Первой мировой войны не только сформировался самолёт-истребитель как специализированная боевая машина, но и была разработана тактика использования, также появились немало лётчиков-асов. Более изящным решением стало применение синхронизатора, прерывавшего стрельбу на те доли секунды, пока лопасть пересекала ось ствола. Воздушный винт неизбежно пересекал ось ствола, и чем закончилась бы для деревянного (да и металлического) винта встреча с пулями, понять нетрудно. Вскоре в разных странах пришли к одной идее – оружие должно быть закреплено неподвижно, а целиться единственный лётчик будет всем самолётом. Однако вскоре как раз эти самые разведчики и корректировщики противника вызвали сильное желание прекратить их деятельность. Крылья: извилистый путь

К началу войны подавляющее большинство военных самолётов было бипланами (два крыла разнесены по высоте) либо монопланами с одним крылом, отягощённым многочисленными расчалками.  
«Ньюпор 17» — улучшенный вариант самолёта «Ньюпор 11». Британская авиация получила F.B.5 осенью 1914 года, и они стали первыми самолётами, изначально предназначенными для уничтожения других летательных аппаратов. Другие конструкторы установили пулемёт на верхнем крыле, что позволило поднять ствол выше диска винта, при этом он мог опрокидываться вниз-назад, позволяя лётчику выполнить перезарядку или обслуживание. Хвостовое оперение соединялось с корпусом двумя фермами. К середине 1918 года истребители по обеим сторонам фронта пришли к примерно одному стандарту: лёгкий, но прочный одноместный самолёт-биплан с мощным двигателем – чаще рядным, водяного охлаждения – и вооружением из двух синхронных пулемётов. Минусы такого примитивизма были очевидны – часть выстрелов терялась впустую, на винт (а через него и на мотор) действовали значительные ударные усилия. При необходимости перезарядить пулемёт лётчик опять-таки должен был иметь доступ к затвору. Однако самым надёжным и удобным местом оставалась передняя верхняя часть фюзеляжа перед пилотом. Французский конструктор Ролан Гарро (впоследствии знаменитый спортсмен) решил проблему простейшим образом: на винт в том месте, куда попадали пули, установили стальные клинья, названные «отсекателями», спасавшие винт от прострела и разрушения и никак не влиявшие на работу пулемёта. Лучшая, по сравнению с «Фоккером», маневренность и большая скорость позволили лётчикам захватить господство в воздухе. И ни о чём большем, как разведка, связь и корректировка огня артиллерии, никто и не мечтал. Суета вокруг пулемёта

Как раз по такой схеме был построен английский Виккерс F.B.5 – для увеличения углов обстрела пулемёт разместили в передней части самолёта. Отличная маневренность бипланов по сравнению с монопланами подтолкнула конструкторов к очевидному шагу – увеличить число крыльев в расчёте ещё улучшить маневренность. Таким образом, для размещения пулемёта оставалась лишь полусфера спереди от пилота на расстоянии длины его рук. Англичане, продолжая линию F.B.5, просто убрали стрелка, закрепили пулемёт неподвижно и получили DH.2, ставший одним из основных участников воздушных боёв в конце 1915 и начале 1916 года. Переломить ход воздушных схваток удалось лишь в марте 1916 года: англичане пустили в бой «пушер» (pusher – «толкач», самолёт с толкающим винтом) DH.2, а французы – «сескиплан» (биплан с чрезвычайно узким нижним крылом) «Ньюпор 11», а затем его же улучшенный вариант «Ньюпор 17». Двигатель и винт пришлось сделать толкающими, вписав в заднюю часть гондолы экипажа. Осень 1915 года. Поначалу решение задачи представлялось достаточно очевидным: разделить обязанности — один пилотирует, второй стреляет. Идей преодоления этого противоречия было несколько.  
Немецкий истребитель-моноплан Фоккер E.III с синхронным пулемётом легко расправлялся с соперниками. В июле с другой стороны фронта появился Fokker Eindecker – тоже моноплан, но уже оснащённый синхронным пулемётом.  В руках отличных немецких лётчиков вышла смертоносная смесь, получившая среди авиаторов Антанты прозвище «Бич Фоккера» — настолько убедительными были успехи. Оставалось решить одну проблему – как примирить пулемёт с винтом? К началу 1917 года немецкие конструкторы создали достойный ответ в виде бипланов «Альбатрос» D.III и D.Va. Первые же столкновения в небе показали, что попасть в маневрирующую цель, стреляя с одновременно маневрирующего в трёх измерениях самолёта, крайне сложно. В марте – апреле 1915 года, после установки отсекателей, моноплан Ролана Гарро добился впечатляющих успехов, одержав за три недели несколько побед. В то время питание большинства пулемётов было магазинным, и, истратив 30-40 патронов, магазин приходилось менять.


Обсуждение закрыто.