Истребитель Накадзима Ки-43 «Хаябуса». Обзор » Неизвестная авиация

И чтоб маневренность осталась как прежде, но можно и лучше!» Учитывая превосходные лётные данные Ки-27, удовлетворить эти требования казалось нереальным. Но если самым знаменитым флотским истребителем был А6М, то аналогичная роль, хотя и при меньшей известности, в армейской авиации принадлежала Ки-43. Требования можно изложить предельно просто: «Дайте нам такой же истребитель, только чуть быстрее, с большей дальностью и скороподъёмностью. Вскоре после того как на вооружение ВВС Японии поступил истребитель Ки-27, военные составили ТЗ к его преемнику. В императорской Японии параллельно существовали ВВС армии и авиация флота.

Долгий путь к идеалу

С учётом финансового положения ведущих разработчиков истребителей («Мицубиси», «Кавасаки» и «Накадзима») решили не проводить конкурс, а выбрать одного из них волевым решением. Последовательно снижая вес, удлиняя хвостовую часть (что позволило уменьшить размеры киля и стабилизатора) и применяя механизацию крыла, конструкторы добились желаемых результатов. В таком виде 9 января 1941 года машина была одобрена к серийной постройке и в апреле начала сходить со сборочных линий завода в Ота. Новая машина сохранила явные фамильные черты своего предка, но теперь конструкторам пришлось оснастить её полностью убирающимися шасси. Самолёт был оснащён двигателем Накадзима Ха.25 (699 кВт) с двухлопастным винтом регулируемого (всего два положения) шага, а вооружение состояло всего из двух пулемётов калибра 7.7 мм. Первые же полёты принесли огромное разочарование – самолёт если и выделялся маневренностью и скоростью, то только в худшую сторону. Ки-27 тогда не переставал поражать своими великолепными данными, и выбор пал на «Накадзиму». В конце декабря 1938 года прототип был готов и в начале следующего года впервые поднялся в воздух. Фирма не пожалела ни ресурсов, ни времени, стараясь исправить положение: на протяжении 1939-1940 годов было построено и испытано 13 прототипов. Особенно полезным стало оснащение крыла боевыми закрылками, которые обеспечили истребителю исключительную маневренность – пилот легко выпускал их при необходимости.

 
Сбитый японский истребитель Накадзима Ки-43 «Хаябуса».

Ничего удивительного, что очень быстро вооружение усилили, заменив один из пулемётов на крупнокалиберный Хо-103. Когда появились А5М и Ки-27, такое вооружение было стандартным для японских истребителей, но 3-4 года спустя оно стало совершенно недостаточным. Не только бомбардировщики, но даже истребители, особенно американские, имели цельнометаллическую конструкцию, хорошую защиту баков и пилота и были способны продолжать полёт при десятках попаданий. К декабрю 1941 года на вооружении боевых частей уже имелось около 40 новейших самолётов. «Мелкокалиберных» машин было выпущено совсем немного, 80 штук, и большинство из них отправилось в лётные школы, где высокими темпами начали обучение и переучивание лётчиков на новые истребители. Из-за того, что использовались разрывные пули, в японской авиации он считался пушкой. Большая война была буквально на пороге, кроме того, ВВС армии не переставали воевать в Китае. Но и этот вариант сочли слишком слабым, и в окончательном виде оба пулемёта стали Хо-103, а вариант получил обозначение Ки-43-lc.

Проверка боем

Но со временем была выработана новая тактика, основанная на быстрой внезапной атаке всем имеющимся вооружением (обычно гораздо более мощным, чем на «хаябусе») и выходе из боя. Крыло усилили, чтобы увеличить возможную скорость пикирования, и, что было особенно положительно оценено пилотами, Ки-43-II получил 13-мм бронеспинку. Увеличения мощности Ха.25 добились, использовав двухступенчатый двухскоростной нагнетатель (а обозначение сменилось на Ха.115), за счёт чего он развивал 832 кВт, и оснастили его трёхлопастным винтом изменяемого типа. Во второй половине 1942 года потери Ки-43 стали расти. Вооружение осталось прежним, а основные переделки затронули двигатель и крыло. (Кстати, проблемы с авиадвигателями в Японии были схожи с аналогичными в СССР: «Сакае», в сущности, был развитием лицензионного «Гном-Рон» 14К и, стало быть, приходился дальним родственником советскому М-87). В течение 1942 года «хаябусы» одержали немало побед над деморализованными и отступающими на всех фронтах американскими, британскими и голландскими ВВС (не говоря уже о китайцах). Примечательно, что этот же двигатель, более известный под обозначением «Накадзима Сакае», устанавливали на другом японском истребителе, легендарном А6М «Зеро». Если их пилоты-истребители ввязывались в маневренный бой, то шансов избежать пулемётов Ки-43 у них практически не было – феноменально маневренная японская машина легко занимала позицию для стрельбы. Конструкторы «Накадзимы» уже имели ответы на самые насущные требования армейцев, и в феврале 1942 года появился Ки-43-II.

 
Ас Сатори Анабуки на фоне истребителя Ки-43

Эта модель стала самой массовой из всех – менее чем за год построили 2524 самолёта. При неизменном двигателе это дало заметный прирост скорости – с 515 до 548 км/ч. Совершенствование самолёта продолжалось, хотя отличия Ки-43-IIb (1531 шт.) были незначительными: немного уменьшен размах крыла, выхлопные патрубки стали отдельными (ранее использовался коллектор). В последние месяцы перед капитуляцией немало Ки-43 использовались «Особыми ударными частями», отправляясь с максимальной бомбовой нагрузкой в полёт в один конец. Выпуск Ки-43-I завершили после выпуска 716 машин (включая предсерийные), и осенью 1942 года в части начали поступать уже модернизированные Ки-43-IIа. Общий выпуск (вместе с опытными) составил 5919 машин. Последним вариантом «хаябусы» был Ки-43-III (1098 шт.), основным отличием которого стал чуть более мощный двигатель Ха.115-II (876 кВт) и чуть более высокие скорость и скороподъёмность.


Обсуждение закрыто.