Flanker на хвосте: как русские истребители напугали натовских пилотов

Поменявшись местами, Су-27 почти сразу ушел от F-15 в развороте с набором высоты, да под таким крутым углом, что американский летчик сразу потерял его из виду. Летом 1992 года звено наших Су-27, в период потепления отношений между странами, совершили перелет через океан на авиабазу Лэнгли в США, где на тот момент базировались самые передовые варианты самолетов F-15. Выполнявший первый полет МиГ-29 летчик Александр Федотов позднее вспоминал: «Машина поднималась в воздух с такой немыслимой силой, что аж дух захватывало. Именно в этот период начинается история самолетов МиГ-23, позднее МиГ-25, а в последующем и МиГ-31, которые стали основными истребителями для перехвата вражеских целей. Свой самолет они назвали F-111 и задумали его как многофункциональную машину. К 60-м годам ХХ века были созданы самолеты, которые могли летать со скоростью, втрое превышающей скорость звука. Это не истерика для того, чтобы выбить из страны деньги, это устоявшийся и всем известный факт». О том, что F-15 значительно уступает Су-27, сами американцы говорить не любят. У F-15 была аналогичная система, которая позволяла выполнять сходные задачи, но весило это приспособление почти полкилограмма и крепилось на шлем сверху. Американский летчик в первой же попытке решил оторваться от «сушки» на сверхзвуке, но не тут-то было. Более легкий и маневренный было поручено создать ОКБ Микояна, а разработку и создание тяжелого истребителя доверили ОКБ Сухого. Уж не знаю, чего они там в ответ придумают, чтобы нас побить», — говорил летчик. Самолеты-убийцы Су-27 и МиГ-29 — самолеты воистину шедевральные. Уже давно представлены истребители с расширенными техническими возможностями. Работу над самолетом третьего поколения американцы начали даже чуть раньше советских инженеров. Потенциальными объектами для перехвата Су-15 должны были стать высотные самолеты-разведчики, крылатые ракеты и стратегические бомбардировщики. F-16 и F-15: целый набор недостатков Однако, главной задачей появления Су-27 и МиГ-29 было создание машин лучше, чем у американцев, поэтому техническая разведка и постоянное наблюдение за испытаниями американских самолетов дали очень большое представление об их недостатках. F-15 же такой системы лишен. Первой знаменитостью стал МиГ-29, а другой — Су-27. Однако, в 1995 году, командующий авиацией США генерал Рэлстон, объясняя причины начала работы над программой F-22, прямо заявил: «Мне не нужны никакие методы разведки и сотня агентов для того, чтобы понимать преимущество Су-27 над всем, что есть в нашем распоряжении. Технологическое противостояние авиационных супердержав — России и США — длится уже не один десяток лет. Помимо всего прочего, американскому летчику требовалось около получаса, чтобы настроить и откалибровать эту систему на земле. Подробно разбирая недостатки пары F-16 и F-15, сенатская комиссия по вооружениям и инженерному надзору за проектами США вывела несколько самых важных, и практически непоправимых недостатков у американских самолетов. Режим испытания был довольно прост — максимальный форсаж и 40-градусный угол набора высоты. Су-35 уже несут боевое дежурство на Дальнем Востоке и отзывы из авиационных полков самые положительные. По результатам учебных боев, смоделированных на компьютере на основе данных о Су-27, выходило, что Су-27 «пристраивается» в хвост F-15 всего за два оборота, не задействуя при этом форсажный режим. Один универсальный или два разных? После долгих обсуждений и согласований, было решено не создавать концепцию универсального самолета, а сделать два разных. Такая ситуация сохранялась вплоть до момента, когда на международной арене был представлен Су-27. Ветеран ВВС США Джеймс Симонс, давший интервью порталу Defencenews в 2012 году, однако, пролил немало света на то, чем в действительности являлись самолеты четвертого поколения американского производства, однако об этом мы упомянем чуть ниже. Официальной причины не назвали, но инструктор нехотя сказал: «Чтобы пилоты не получали психологических травм». В данный момент ОКБ «Сухого» проводит предсерийные испытания новых двигателей, которые в первую очередь будут устанавливаться на пятое поколение — самолеты ПАК-ФА Т50. Из американской пары по интегральной схеме был создан только F-16, а вот F-15 был создан по классической. Боевое применение F-16 и вовсе вызывает лишь улыбку. Обратная связь от авиационных полков пошла практически незамедлительно. Также инженер упоминал о замедленной реакции РУДов (ручек управления двигателями). Этот самолет вобрал в себя все наработки ОКБ Микояна за последние 30 лет. Однако американские инженеры тоже не тратили время зря. Устраивать пусть и учебный, но все же бой, да еще и на глазах сотен журналистов, — идея не совсем хорошая. Все эти самолеты лишь проекты по модернизации старого доброго Су-27, однако, применение передовых технологий, таких, как управляемый вектор тяги двигателя, поглощающие радиоэлектронные лучи материал, а также массовое применение композитных составляющих делает из этих машин настоящих убийц. Летая на строевых F-15, а также показывая их в различных мероприятиях, американские летчики гордо называли свои самолеты «Игла» лучшими в мире. Особенная претензия у Тиффани возникла к применению материалов стоек шасси. Потратив немало времени и изучив отдельные элементы планера, Буччи направил в ВВС письмо, согласно которому он называл F-15 «ужасно и крайне неудачно скопированной версией советского МиГ-25». Если касаться современной истории применения этого самолета, то применение F-16 при бомбардировках в Югославии было не особенно активным. Особенную радость оба самолета доставляли техникам, обслуживавшим эти машины на земле. «Двадцать седьмой» уже давно сидел у американца на хвосте. Одним из таких самолетов стал North American XB-70 Valkyrie — уникальный сверхзвуковой самолёт, строительство и эксплуатация которого пришлись как раз на период 60-х годов. Запросив диспетчера по рации, летчик сказал : «Where is Flanker???» (Flanker — кодовое обозначение Су-27 в НАТО), на что получил ответ – «Watch your six» (Посмотри назад). Оптимизм американских летчиков тут же поугас. Однако, истребителя третьего поколения, к коим относились советские МиГ-25 и МиГ-31, американцы не построили. Вообще, многие эксперты по всему миру, в том числе, и в министерстве обороны России отмечают, что американцы — большие любители использовать новейшую технику не по назначению. С вариантом МиГ-35 дела обстоят особенно интересно. После совместного осмотра машин наши летчики предложили американским коллегам провести учебный, демонстративный бой. «Зайти в хвост» всего за два виража Открытые данные для прямого сравнения российских и американских истребителей достать невероятно трудно, поэтому можно говорить о проблемах F-15 с точки зрения эксплуатации. Возможности Су-27 повышала и система нашлемного целеуказания, которая выполнялась в виде трех инфракрасных диодов и крепилась на шлеме пилота. В ОКБ Микояна дела обстоят не хуже. Позже, израильские же самолеты американского производства участвовали в налетах на палестинские лагеря, которые также не могли оказать сколь-нибудь значительного сопротивления. Относительно «тридцать пятого» президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян высказывается в крайне положительных тонах. Возросшая активность авиации НАТО вдоль советских границ практически вынуждала СССР взяться за создание нового самолёта. После этого случая командование ВВС США строго настрого запретило своим летчикам вступать в учебные бои с летчиками на Су-27 и его модификациях. Получая перегрузки больше 8 единиц, американские пилоты эту систему брать с собой отказывались. Дословно же это означает одно: чтобы не испугаться превосходства советских самолетов. Почти на треть увеличилась полезная нагрузка и на 20% увеличился боевой радиус действия. В 1977 году обе советских машины поднялись в небо. МиГ-29 на данный момент имеет несколько вариантов исполнения: МиГ-29м, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29Б и МиГ-35. Надо отдать должное американским военным. Например, авторитетный американский инженер Чарльз Тиффани, по совместительству один из главных конструкторов «Боинг Эйрспейс», в 1996 году передал сенатской комиссии по вооружениям свой доклад, в котором в пух и прах разобрал самолет F-16. Именно во время таких полетов и было потеряно пять, а по сведениям газеты Guardian, семь самолетов. Второй серьезной проблемой F-16 было низкое расположение воздухозаборника, который в ходе эксплуатации засасывал посторонние предметы со взлетно-посадочной полосы и из-за этого не мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. В этих двух самолетах американцы впервые применили концепцию создания именно двух самолетов — один из которых выполнял задачи истребителя-перехватчика (F-16), а другой — делал всю самую тяжелую работу, завоевывая господство в воздухе. Формально возможности основных истребителей двух стран примерно равны, но эксперты сходятся во мнении, что в открытом противостоянии у американских F-15 и F-16 нет шансов против российских Су-27 и МиГ-29. Схему учебного боя придумали быстро: сначала Су-27 должен был удержаться на хвосте F-15 и условно его поразить, затем самолеты менялись местами. F-15 уступает ему во всем. Следует так же отметить, что Су-27 имеет в своем распоряжении оптико-локационную станцию (ОЛС), которая захватывает и сопровождает цель на коротких дистанциях, на которых обычная РЛС бесполезна. Ветеран американских ВВС Адам Байто в интервью каналу BBC оговорился, что, скорее всего, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и младшему брату — самолету Миг-29. Даже принятая к использованию в 1992 году система ICAAS (Integrated Control and Avionics for Air Superioriti), позволяющая синхронизировать действия звена (четыре самолета) в бою против нескольких воздушных целей — не помогала. Эдгар Старк, инженер-химик из университета Вирджинии, который занимался проблемой подбора топлива, отмечал, что двигатели Pratt & Whitney F100 крайне чувствительны к некачественному топливу, которое например, может быть залито в баки F-15 в Европе. Доклад Старка вообще едва не поставил под угрозу применение и эксплуатацию «Орла» в Старом Свете. Соединенные Штаты свой вариант развития событий представили, дело оставалось за Советским Союзом. Сразу после того, как Советский Союз представил конкурента для F-15 — самолет Су-27, американские летчики не на шутку встревожились. Сенаторы сочли, что и одного двигателя будет достаточно. Однако, специалисты ОКБ говорят, что адаптировав эти двигатели для Су-35, есть шанс получить сразу два самолета пятого поколения. Догнать и уничтожить на высоте Система ПВО Советского Союза долго время нуждалась в хорошем самолете-перехватчике. Современный подход к модернизации этих самолетов силами инженеров российских КБ заслуживает самой высокой оценки. Если говорить о F-16, то в докладе комитета Сената США по вооружениям от 1980 года указывалось, что самолет имеет недостаточную боевую живучесть, которая была обусловлена наличием всего одного маршевого двигателя. В силу ограниченной номенклатуры вооружения эти самолеты со временем уступили место новому перехватчику Су-15. Провал, который образовался в линейке истребителей-перехватчиков, американцы заполнили модификациями всем известного F-4 Phantom и почти сразу же объявили конкурс на создание четвертого поколения самолетов. Самолет, для которого потребовалась разработка целой программы узлов и агрегатов, 26 апреля 1981 года поразил свою первую цель. В пяти случаях из десяти Харрис указывал, что у самолета случался отказ правого двигателя. Однако, генерал Уэсли Кларк тогда официально признал потери лишь одного F-16. Первые полеты и тестирования, а также исследования в ЦАГИ выявили, что самолеты отечественного производства со своей задачей «догнать и перегнать конкурентов» успешно справляются. В вооружении, тяговооруженности и маневренности. Применение американцами своих F-16 и F-15 повлекло за собой обнаружение целого вороха критических недостатков. В архивах министерства обороны России есть записи, которые свидетельствуют о том, что в период первой ливанской войны израильские ВВС потеряли от пяти до девяти F-16. Например, во время вторжения американцев в Панаму, в качестве поддержки было поднято звено F-16 из 388-го тактического истребительного звена — при том, что у Панамы на момент агрессии США не было оружия тяжелее крупнокалиберных пулеметов, которые даже теоретически не могли помешать американцам работать по целям. После единственного учебного боя наших «сушек» с западными «орлами» западным пилотам рекомендовали не вступать в открытый бой с русскими. Также Тиффани указывал на недостаточную информационную оснащенность F-16 и настаивал, что истребитель должен иметь двухместную версию. Однако, несмотря на техническое превосходство, F-16 израильских ВВС в этом конфликте отлично сбивались. Но, как и любые технические средства, они подвержены старению — как моральному, так и физическому. В ОКБ «Сухого» этими самолётами стали: Су-27СМ, Су-27СМ-2, Су-30, Су-33, Су-35. Этой целью стали вертолеты Ми-8, которые летчики на израильских F-16 сбили в Ливане во время обострения конфликта. В 1980-х годах оба истребителя были приняты на вооружение в пропорции один к трем: одну треть составляли тяжелые Су-27, а две трети — МиГ-29. Однако, решив не ударять в грязь лицом — американцы согласились, но с условием, что бой будет проведен над Атлантическим океаном, на удалении в 200 километров от берега. Новый самолет отличался от предшественников прежде всего своей компоновкой — два двигателя, детально проработанная аэродинамика. Примечательно, что после того, как Буччи высказал такую точку зрения, его тут же уволили с работы.Инженер NASA Чарльз Харрис отмечал у F-15 сильную вибрацию во время серии испытательных полетов. Компьютерное моделирование показывало, что Су-27, даже не имея численного превосходства, способен разобраться со всем звеном F-15 вдвое меньшими силами. В офис компании «Дженерал Дайнэмикс», сконструировавшей самолёт, было направлено официальное письмо с просьбой прокомментировать ситуацию, однако инженеры сослались на занятость и вопрос попросту был замят. В одном из интервью Погосян заметил, что потенциал самолета при небольшой переработке позволит ему напрямую участвовать в противостоянии с истребителями пятого поколения «чьего угодно производства». Летчики, пилотировавшие эти самолеты, приходили в восторг от простоты управления, точности работы авионики и летных характеристик машин. Для машин этого класса маневренность в бою была не так важна, как скорость полета и практический потолок. Американские летчики начали заметно нервничать. Машина годилась только для подавления заранее разведанных позиций. Журнал «Авиация и космонавтика» в 1998 году опубликовал в своем номере интервью американского инструктора, который поведал о том, что американских пилотам запрещено участвовать даже в тренировочных боях любого характера с самолетами Су-27 на выставках, в показательных выступлениях или где-либо еще. На минимальном режиме форсажа наш летчик догнал американского «орла». Американцы же, в свойственной им манере, совершенствовали средства нападения. На любые предложения «показать товар» лицом американцы, равно как и остальные европейские производители, отвечают отказом. Оба самолета были построены по интегральной схеме, что давало летные, технические и нагрузочные превосходства над западными самолетами. Другой инженер, Роберт Буччи, из научного центра «Алькоа», долго время изучал конструкцию планера старшего брата — самолета F-15. Дальнейший опыт войны во Вьетнаме и вовсе показал, что F-111 – аппарат довольно неповоротливый, и называть его многофункциональным нельзя. Легкий и маневренный F-16 и тяжелый F-15 должны были стать основным ударным кулаком авиации США и НАТО в противостоянии с Советским Союзом. В 70-х годах, когда миру явились два американским самолета F-16 и F-15, все с нескрываемым удовольствием ринулись расхваливать новые заокеанские машины. Flanker on your six ВВС США давно точат зуб на Су-27. Су-35, например, являясь самолётом 4++ поколения, может фактически на равных конкурировать с американским самолётом пятого поколения F-22 Raptor. Сбивали новые американские самолёты МиГ-23 предыдущего поколения, находившиеся на вооружении ВВС Сирии. Боязнь открытого состязания американских пилотов с сильнейшим в мире истребителем советского/российского производства говорит о боевых качествах отечественных самолетов лучше, чем любая реклама. Задачу для самолетов-перехватчиков определили просто: догнать и уничтожить нарушителя, вторгшегося в воздушное пространство СССР. В силу этих причин американские инженеры дали своим ВВС большой и тяжелый самолет. F-16 в период этой «военной» операции выполняли задачи по уничтожению объектов инфраструктуры, в основном тестируя новую систему бомбометания под названием JDAM. В конце 50-х годов ОКБ Сухого создало два самолета-перехватчика: Су-9 и Су-11. В частности, Тиффани указал, что F-16 не выйдет победителем из схватки не то, что с МиГ-29, но и с самолетом предыдущего поколения МиГ-25, который теоретически должен ему уступать. Американский инженер выяснил, что если угол захода самолета на посадку будет отличаться от идеального, то есть риск, что стойка шасси надломится, не выдержав нагрузки.