Тайна гибели флагмана

Шишкин разыскали часть следственных материалов по делу группы немецких шпионов, действовавшей перед Первой мировой войной в Николаеве. Старший инженер-механик приказал поднять пары в кочегарке № 7. Как катушку, швырнул к небу броневую рубку (25 000 пудов). Почему? Да и все историческое кладбище снесли, где были похоронены в том числе жертвы морского боя эскадренного броненосца «Евстафий» с «Гебеном», а также моряки с эсминца «Лейтенант Пущин», который первым атаковал немецкий линейный крейсер. Линкор прикрывает постановку мин у Констанцы, несет боевую патрульную службу в море, а с 29 февраля идет на перехват обнаруженного в Синопской бухте «Бреслау». Князь Трубецкой был назначен начальником минной бригады, а в командование «Императрицей Марией» вступил капитан 1 ранга Кузнецов.6-го октября «Мария» в последний раз вернулась с моря …»Гром грянул 7 октября 1916 года в Северной бухте Севастополя. Уже 30 сентября 1915 года «Мария» вместе с крейсером «Кагул» и пятью эскадренными миноносцами прикрывает ударный отряд флота — вторую бригаду линейных кораблей «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон», крейсеров «Алмаз» и «Память Меркурия», семь эсминцев — нанесших ощутимый удар противнику в юго-западной части моря. Я тоже считал, что гибель «Марии» глубокая старина, пока однажды севастопольские друзья не познакомили меня с рыбаком-старожилом, носившим фамилию замечательного гоголевского героя – Бульба. В ходе следствия они рассказали о причастности к взрыву на линкоре «Императрица Мария». Пофамильная проверка мастеровых не производилась…». Более 1200 снарядов обрушили тогда корабли на Зунгулдак, Козлу, Килимли и Эрегли.А потом было все — отражение атак немецких субмарин, тяжелые штормовые походы, ожесточенные бои, ответственнейшие операции.1—2 ноября «Мария» и «Память Меркурия», держа под прицелом своих орудий выходы из Босфора, прикрывают действия русской эскадры в Угольном районе. Взрыв произошел ранним утром, когда никаких работ в зарядовых погребах не проводится. Вслед за тем из люков и вентиляторов, расположенных в районе башни, вырвались клубы дыма и пламени. Вооружение «Марии» дополняли еще тридцать две пушки различного назначения: противоминные и зенитные. По чьей вине или по чьему умыслу рванули погреба на дредноуте?Он написал рапорт об отставке, но император не утвердил его.«Со свойственным ему (Колчаку. Там же и закопан невесть где.Старший офицер линкора капитан 2 ранга Анатолий Вячеславович Городысский показал на следствии, что защитные крышки с лючных горловин были сняты с его ведома по приказу старшего артиллерийского офицера лейтенанта князя Урусова, для «облегчения ручной подачи зарядов». Когда ее вскрыли, на столе начальника музея заструился блеклый белый шелк старого флага. Грудами лежали тела.Рвались погреба 130-миллиметровых снарядов.С уничтожением дежурной кочегарки корабль остался без паров. Бубнов, — адмирал считал себя ответственным за все, что происходило на флоте под его командой, и потому приписывал своему недосмотру гибель этого броненосца, хотя на самом деле тут ни малейшей вины его не было. Преследуемый «Марией», «Бреслау» укрылся в Босфоре.Появление «Марии» и «Екатерины Великой» на коммуникациях означало также, что время безнаказанных действий на море кайзеровских пиратов «Гебена» и «Бреслау» закончилось: в первой половине 1916 года «Гебен» всего три раза рискнул высунуться из Босфора.Одним словом, новые русские линкоры, уже успевшие причинить немцам великое множество неприятностей, становились для кайзеровского флота врагами № 1.Над тем, как их уничтожить, бились не только лучшие умы в германском морском генеральном штабе, но и в кабинетах руководителей тайной войны против России.***«В течение августа и сентября 1916 года никаких особо выдающихся событий не произошло, – сообщал бывший офицер штаба командующего Черноморским флотом капитан 2 ранга А. Разумеется, это во многом облегчало бесконтрольное проникновение в зарядовые погреба… Городысскому повезло больше, чем его командиру. Как странно – давным-давно нет корабля, но голос его можно услышать и ныне.— Бам-мм… Увы, его унтер-офицеры не успели… Растаскивали обугленные, обезображенные тела, грудами завалившие штоки… Пахомов со своими героями освободили штоки и наложили ключи, но в этот момент вихрь сквозняка метнул в них столбы пламени, превратив в прах половину людей. Ждите меня у антресолей. Обожженный, но не сознающий страданий, Пахомов довел дело до конца и выскочил на палубу. Потом последовала операция по переброске войск для усиления Приморского отряда. Комиссия отмечала: «…На линкоре «Императрица Мария» имелись существенные отступления от уставных требований в отношении доступа в артпогреба. Осенью 1915 года линкор прикрывал ударную группу русских кораблей в стратегической операции по отсечению главных баз турецкого флота от угольного района Зонгулдак. Некоторые, попав в капканы огня, стремились выброситься в иллюминаторы, но застревали в них. Вокруг кишели пожарные спасательные пароходы, буксиры, моторы, шлюпки, катера…Последовало распоряжение затопить погреба второй башни и прилегающие к ним погреба 130-мм орудий, чтобы перегородить корабль. Во всяком случае, памятник пережил все огневые налеты минувшей войны, он простоял до начала 50-х годов, а потом был снесен, как «не имеющий исторической ценности».На глазах автора этих строк в начале 80-х годов сносили и братскую могилу «марийцев», расчищая площадку под новостройку. За всю войну на кораблях российского военного флота не было отмечено ни одного «неосторожного обращения с порохом».Намного больше оснований у версии злоумышленного взрыва. Верман. Корабль погрузился во тьму.Минный офицер лейтенант Григоренко бросился к динамо, но смог добраться только до второй башни. Команда корабля 1260 человек вместе с офицерами…Корабль располагал шестью динамо-машинами: четыре из них боевые и две вспомогательные. В июле она вела бой с германским линкором «Бреслау» и заставила его скрыться в Босфоре почти до конца войны.Незадолго до гибели линкор прикрывал минную постановку, защищавшую подходы к союзническому порту Констанца…На «Марию» возлагалось слишком иного надежд; и хотя еще не все механизмы корабля были доведены до боевого совершенства и к самостоятельным действиям линкор не совсем был готов, ему не пришлось стоять в бездействии у стенки. В четырех трехорудийных башнях размещались двенадцать обуховских двенадцатидюймовок. Из документов следует, что в 1933 году в Николаеве была разоблачена группа шпионов, которая с 1907 года работала на Германию. Мою идею поставить в Главной бухте памятник-островок «Взорванным линкорам» активно поддержал председатель Севастопольского морского собрания Владимир Стефановский. Это была самая крупная потеря Российского императорского флота за все годы Первой мировой! Прямые исполнители диверсии — Феоктистов, Сгибнев и Верман — должны были получить «гонорар» по 80 тысяч рублей золотом, а глава группы, Верман, к тому же еще и Железный крест.Как бы там ни было, но даже роковой взрыв не смог, как говорят артиллеристы, «привести к молчанию» пушки «Императрицы Марии». Нужно было во что бы то ни стало поднять их, чтобы пустить пожарные помпы. О подвиге 30-й береговой батареи, оснащенной поднятыми двенадцатидюймовками, — рассказ особый.Во всяком случае, орудиям «Императрицы Марии» довелось стрелять не только по кайзеровским кораблям, но и по гитлеровским танкам.* * *Командир злополучного линкора капитан 1 ранга Иван Семенович Кузнецов был отдан под суд. Остальные вместе с Игнатьевым остались внутри… Эскадра стремительно прошла вдоль берегов Турции, потопив два неприятельских судна.Боевой счет «Марии» рос изо дня в день. Ергопуло, ей был поднесен — роскошный шелковый кормовой флаг, торжественно освященный на шканцах в присутствии самого командующего.В августе произошла смена командиров. Боль была бы не так остра, если бы «Мария» погибла в бою. Их отчаянные крики походили на вопли безумцев. Сейчас уже никто и не вспомнит, из чего он был сделан – из бронзы, или местного белого инкерманского камня. Но крен вдруг сильно увеличился. Для этого нужно было проникнуть в заваленную трупами батарейную палубу, куда выходили штоки клапанов затопления, где бушевало пламя, клубились удушливые пары и каждую секунду могли сдетонировать заряженные взрывами погреба.Старший лейтенант Пахомов (трюмный механик) с беззаветно отважными людьми вторично ринулся туда. Во время стоянки в Севастополе на линкоре работали представители различных заводов. Об этом начальник его штаба немедленно сообщил по прямому проводу нам в Ставку. Турки были отброшены тогда к Агине. В нем помещались турбинные машины мощностью в 10 тыс. Моряки видят, как пылает вражеский порт Зунгулдак и стоящий на рейде пароход. До рокового взрыва оставалось две минуты… Ответить на вопрос, что погубило лучший дредноут Черноморского флота брались историки и писатели, инженеры и моряки, профессиональные следователи и фанаты-любители.О трагедии на «Императрице Марии» написаны книги: роман Сергеева-Ценского «Утренний взрыв», «Арбатская повесть» Елкина, главы воспоминаний А. – Н.Ч.). Я сам перекрою клапана.По скобам трапа люди быстро вскарабкались наверх. Всего этого топлива для «Императрицы Марии» хватало на восемь суток похода при скорости 18 узлов. На «Марии» держит флаг командующий флотом (адмирал Колчак. Огромное полотнище пересекал наискось голубой андреевский крест.То был кормовой флаг дредноута «Императрица Марии», под которым корабль встретил свой смертный час. Только первые успели спастись. Кто знает, быть может в годовщину Первой мировой войны в севастопольской бухте появится еще один памятник – морякам линкоров «Императрица Мария» и «Новороссийск»… Взорвался новейший и крупнейший корабль русского флота — линкор «Императрица Мария»…7 октября в 6 часов 20 минут матросы, находившиеся в каземате № 4, услышали резкое шипение, идущее из погребов носовой башни главного калибра. В дополнение к ним были устроены подводные торпедные аппараты. В октябре того же года «Мария» дважды, вместе с другими кораблями, громила порты на вражеском побережье. Черное море еще не знало таких дредноутов, как «Императрица Мария»».Водоизмещение дредноута определялось в 23 600 тонн. Останешься — утонешь. В коридоре бушевало море огня. Взлетела на воздух носовая дежурная кочегарка. — Многопудовая рында гудит чуть надтреснуто. Но катастрофу уже ничто не могло предотвратить.Капитан 2 ранга А.Лукин: «В умывальнике, подставляя головы под краны, фыркала и плескалась команда, когда страшный удар грохнул под носовой башней, свалив с ног половину людей. Долго ли жили они и чего натерпелись в воздушном колоколе, пока смерть не избавила их от страданий?Много позже, когда подняли «Марию», нашли кости этих героев долга, разбросанные по кочегарке…».Всего на линкоре погибло 216 человек, а 232 – было ранено и обожжено.Жертв могло быть и больше, если бы часть экипажа не творила утреннюю молитву в корме корабля.Командующий Черноморским флотом адмирал А.Колчак был потрясен гибелью лучшего корабля своего флота. Но в этот момент корабль опрокинулся. 2—4 февраля она прикрывает эскадру, поддерживающую с моря наступление у Виге. А скульптор Константин Синявин воплотил идею в эскизный проект: линкоровская башня с воздвигнутым на ней поклонным крестом. Лукин,– «Мария» продолжала выполнять очередные задачи по прикрытию различных операций и перегруппировки войск.Делегацией от города Севастополя, во главе с городским головой г. Затем чужбина. Огненная струя, окутанная ядовитыми газами желто-зеленого пламени, ворвалась в помещение, мгновенно превратив царившую здесь только что жизнь в груду мертвых, сожженных тел…Страшной силы новый взрыв вырвал стальную мачту. Мальчишкой ему довелось быть очевидцем рокового пожара на «Марии», а в зрелых годах он стал свидетелем трагедии линкора «Новороссийск». Палуба была предельно освобождена от надстроек, что весьма расширяло секторы обстрела башен главного калибра. Но на другой день заместитель начальника отряда провел меня в комнату боевой славы. Топай наверх! За один прием «Императрица Мария» могла взять 1970 тонн угля и 600 тонн нефти. – Н.Ч.) возвышенным пониманием своего начальнического долга, — писал начальник морского управления Царской ставки контр-адмирал А.Д. В частности, многие люки башни не имели замков. Лукина «Флот»…Первая версия, которую разбирала следственная комиссия, — неосторожное обращение с порохом или его самовозгорание, была вскоре отклонена, как маловероятная. Скорость корабля 22 3/4 узла, иначе говоря, 22 3/4 морской мили в час, или около 40 километров. Но в родной гавани… Он замкнулся в себе, перестал есть, ни с кем не говорил, так что окружающие начали бояться за его рассудок. Такой корабль и в наше время, в эпоху авианосцев, ракетных крейсеров и подводных атомоходов, мог бы быть зачислен в боевой строй любого флота.Больше года «Императрица Мария» участвовала в боевых походах. Возглавлял ее инженер В. В память о них воздвигли на Корабельной стороне обелиск в виде Георгиевского креста. Линкор, построенный в Николаеве, по праву считался гордостью отечественного судостроения.«Современники и много лет спустя, — отмечал писатель Анатолий Елкин, — не переставали им восхищаться… Однако вот он передо мной! Правда, «Бреслау» отделался маленькими повреждениями, но его крейсерская операция была сорвана. Выйди — сгоришь. За эти сто двадцать секунд один из матросов успел доложить вахтенному начальнику о пожаре, другие раскатали шланги и стали заливать водой подбашенное отделение. Последний из них, бывший лейтенант российского флота Владимир Владимирович Успенский, скончался 4 октября 1980 года во Франции, в Русском приюте в Монмаранси. Именно он, командир башни главного калибра, был вахтенным начальником на «Марии» в роковой день. Зажгли в топках огни и, выполняя полученное приказание, подымали пары. Жизнь его полна превратностей и крутых поворотов.После революции служил в Белом флоте. Приговор о его наказании должен был вступить в силу после окончания войны. Колчаку, что он никакой вины за ним в гибели «Императрицы Марии» не видит, относится к нему с неизменным благоволением и повелевает ему спокойно продолжать его командование флотом».***Чем дальше от нас это мрачное событие, тем яростнее попытки разгадать эту тайну взрыва на севастопольском рейде 7 октября 1916 года. Детонировали носовые погреба. 23—25 ноября «Мария» снова здесь. Понадобитесь — позову. Да и артдозоры несли свою службу исправно. Его прислал сын контр-адмирала Павла Остелецкого, которого эмигрантская судьба забросила во Францию.Мне довелось подержать в руках это историческое полотнище. Строители оправдывались тем, что «перенесли могилы на Братское кладбище», но ковш экскаватора выбрасывал череп за черепом…Сегодня настало время достойно увековечить память русских моряков, сложивших голову в морских боях за Севастополь. Черепков и А. лошадиных сил каждая. В Париже работал шофером такси, портным театральных костюмов… Однако, прямых доказательств ее участия в подрыве «Императрицы Марии» исследователи пока не нашли. Только в 1969 году бывший лейтенант опубликовал свои заметки о возможных причинах гибели «Императрицы Марии» на страницах Бюллетеня общества офицеров российского императорского флота. Огромный бронзовый колокол висел на специальном кронштейне.Я и мечтать не мог о том, что однажды смогу прикоснуться к реальному металлу «Императрицы Марии». Но и они не проливали свет на первопричину взрыва.***Летом 1987 года в Севастополь в музей Черноморского флота пришла объемистая бандероль из Парижа. Для приведения башенных механизмов в действие на каждой башне имелось 22 электрических мотора… Башни погибшего линкора незадолго перед Великой Отечественной войной были извлечены со дна морского водолазами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения) и установлены под Севастополем. Погреба сдетонировали, ужаснейший взрыв захватил и разметал их, как осенняя вьюга опавшие листья…В некоторых казематах застряли люди, забаррикадированные лавой огня. Но грянула революция, и матросы вынесли свой приговор: бывший командир «Императрицы Марии» без суда и следствия вместе с другими офицерами Черноморского флота был расстрелян 15 декабря 1917 года на Малаховом кургане. В ноябре корабль снова выходил на блокаду Угольного района.В апреле 1916 года «Мария» прикрывала высадку казачьего десанта на побережье Лазистана. В начале тридцатых годов некоторые члены шпионской группы были арестованы. Узнав об этом, государь приказал мне тотчас же отправляться в Севастополь и передать А.В. Корабль кренился на правый борт все больше и больше, погружаясь в воду. Броневой пояс толщиной без малого четверть метра проходил по всему борту линкора, а сверху цитадель прикрывалась толстой броневой палубой.Словом, это была многопушечная быстроходная бронированная крепость. Мичман Игнатьев, собрав людей, бросился в нее.Взрывы следовали один за другим (более 25 взрывов). Поняв грозящую опасность и не желая подвергать ей своих людей, но полагая все же, что нужно поднимать пар — авось пригодится — мичман Игнатьев крикнул:— Ребята! В группу входили многие известные в городе лица (даже городской голова Николаева, некто Матвеев), а главное — инженеры верфи Шеффер, Липке, Феоктистов и электротехник Сгибнев. Поначалу я просто ему не поверил. От гибели его спасло то, что в момент взрыва он находился в районе кормовой трубы. После Гражданской войны он, уже будучи капитаном 1 ранга, эмигрировал в Швейцарию, жил в Давосе, где и скончался в 1933 году.До недавних времен были живы и те, кто пережил чудовищный взрыв на «Марии». По грудь висели над водой, а ноги в огне.Между тем в седьмой кочегарке кипела работа. Головной линкор-дредноут «Императрица Мария» погиб в родной севастопольской гавани в 7 часов 17 минут 20 октября 1916 года… Россия и все ее союзники были потрясены этой совершенно неожиданной гибелью флагмана Черноморского флота.Однако «Императрица Мария» вошла в историю нашего флота не только как жертва вражеской диверсии или несчастного случая. Через какие-то месяцы вахтенный журнал «Императрицы Марии» пестрел сводом боевых реляций с самых напряженных участков битвы на морском театре войны. Вывод: осуществить взрыв по злому умыслу было вполне вероятно.Не так давно сотрудники Центрального архива ФСБ России А. Пирату чудом удалось уйти, но 12-дюймовые орудия «Марии» наконец настигают его. Рыбак жил на Северной стороне в маленьком домике с большим садом. Край колокола рассекает трещина — след памятного взрыва, чье эхо и по сию пору отзывается болью в каждом русском сердце.***Моряки, погибшие при взрыве на линкоре «Императрица Мария», умершие от ран и ожогов в госпиталях, были похоронены в Севастополе большей частью на старом Михайловском (Вестинском) кладбище. Именно Бульба и рассказал мне, что в старинных — лазаревских — казармах Учебного отряда Черноморского флота находится рында – судовой колокол – с «Императрицы Марии»… Сегодня, сложенный раз пять — музейные стены слишком малы для него — флаг «Марии» положен под стекло.Так устроен человек: все, что было до его рождения, кажется ему древностью.


Обсуждение закрыто.