МиГ-21. Боец без правил

Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Пилоты любили «двадцать первые» за их стремительность и малые размеры — в атакующий МиГ-21 было предельно сложно попасть из ДШК с земли.За чрезвычайную «шустрость» и маневренность, МиГ-21 в Афганистане получил прозвище «веселый». Пилоты МиГ-21Р лучше других ориентировались в горах, часто летали на «свободную охоту» и, не теряя времени, самостоятельно атаковали обнаруженные караваны с оружием.СуперистребительПобоище в горах Афганистана лишь часть боевой истории МиГ-21. Зарядка самолетов составила по четыре бомбы ОФАБ-250-270. В нее встроены кнопки управления оружием. Выводы были предсказуемы: ни в коем случае не вступать в ближний воздушный бой. По поводу «Фантомов» — тактика оказалась простой: перевести МиГ в набор высоты и заложить с макс. Индийские плоты на МиГ-21 лихо расправились с пакистанскими и иорданскими «Старфайтерами» во время Индо-пакистанской войны 1971-го года. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в истребительно-бомбардировочной авиации и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов.Отдельно стоит отметить работу 263-й эскадрильи тактической разведки, летавшей на МиГ-21Р. Особый интерес представляют воздушные схватки МиГ-21 с истребителями четвертого поколения во время войны в Ливане (начало 80-х). А задержка нужна, чтобы бомбы легли с рассеиванием: нет смысла класть все восемь штук в одно место, пусть эти две тонны накроют большую площадь, так надежнее.Истребители типов МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МИГ-21бис составляли основу ударной авиации 40-й армии вплоть до лета 1984 года, когда их сменили более современные МиГ-23. Янки поставили все трофейные машины «на крыло» и провели сотни учебных воздушных боев со всеми типами боевых самолетов ВВС и авиации Военно-морских сил. Обычно мы шли в очень плотном порядке и в момент, когда F-15 должны захватывать цель, резко выполняли маневр расхождения в разные стороны, срывая захват»»Включаю форсаж, выпускаю закрылки и ставлю самолет «на хвост». И это не шутка! Бить МиГ издалека ракетами или сразу убегать.Все пилоты 4477-й, летавшие на МиГ-21, отмечали высокую угловую скорость крена и великолепную горизонтальную маневренность, в которой с МиГом не мог сравниться ни один истребитель, вплоть до появления F-16. Далее, был спор о боевой нагрузке — сколько тонн бомб и различных видов целевой нагрузки можно подвесить под крыло легкого истребителя — что б тот не превратился в неповоротливый «утюг».Объединив два спора, можно констатировать одно — создание «универсального самолета» в эпоху реактивной авиации есть не мечта, а реальность. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Очень интересный, легендарный, резвый самолет, обладающий очень большой управляемостью, особенно в поперечном канале. Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Афганистан.9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Помимо своих прямых обязанностей, разведчики не стеснялись «грязной работы» — вылетая на задание, брали с собой ПТБ и парочку кассетных бомб. Важнейший параметр, от которого зависит быстрота выполнения «бочки», т.е. Никольского Впрочем, основной потерь американской авиации были даже не серебристые МиГи, а обычные Калашниковы и ржавые ДШК партизан (75% самолетов были сбиты из стрелкового оружия).МиГи воевали по всему миру — Ближний Восток, Африка, Южная Азия. Он мне объяснил, что главное держать боевой порядок и смотреть на него. Как обычно, началось все с критики легендарного «Фантома», который по мнению спорящих, задумывался, как совершенный истребитель-бомбардировщик, а в результате получился плохой истребитель и плохой бомбардировщик. За ним вылетела группа руководства. Как только у него бомбы сойдут, то и мне сбрасывать с задержкой «и р-раз…», потому что с первого захода и в первой в жизни атаке я все равно не найду, куда целиться, тем более, что удар мы должны наносить по «предполагаемым» огневым точкам. Нарубили они тогда порядочно.НУРСы — это еще не все. В условиях гор сложные прицельные комплексы теряли свою эффективность, и на первый план выходило летное мастерство и знание местности. Дикое превосходство в воздушном бою! Несмотря на колоссальное отставание в авионике и ракетном оружии, пилоты 4477-й зачастую одерживали победы над ничего не подозревающими пилотами F-15.»Мы знали тактику F-15. Скорость падает до 170 км/ч. Может быть здесь, на тусклом стекле когда-то проецировались отметки от «Миражей» и «Фантомов», но сейчас прибор отключен. Кроме этого, в состав оборудования МиГ-21Р входил микрофон, куда летчик надиктовывал свои впечатления в полете. В ходе бомбоштурмовых ударов было израсходовано порядка 16000 авиабомб разных типов калибра 250 и 500 кг, 1800 реактивных снарядов С-24 и 250 000 патронов к пушкам ГШ-23. Впрочем, обо всем по порядку. Они знали все тонкости и слабые места оппонентов — и били без промаха.Как известно, лучшая похвала — похвала от твоего противника:»МиГ-21 — суперсамолет. Притом, что 927-й иап не единственный, кто летал на МиГ-21. Зря не верили».- рассказы ветеранов 4477-ой эскадрильи о боях «пара на пару» с F-15Конечно, простым сирийским пилотам такое было вряд ли по силам. Например, он «бочки» крутит за секунду на скорости 700-800 кмчас.- зам. Смотрится отлично и летает великолепно.»- безоговорочное мнение пилотов 4477-ой эскадрильиВ статье приведены цитаты из книги В.Марковского «Жаркое небо Афганистана» и отрывки истории о «красных орлах» М. Воздушные бои!Как правило, наиболее популярны истории об участии МиГ-21 в войне во Вьетнаме. Через пару секунд F-4 окажется под огнем пушек МиГа.МиГ над пустыней НевадаНо особенно удивительно выглядели результаты схваток МиГ-21 с непобедимым «Орлом». МиГ-21 не мог быть серьезным противником ВВС США, в силу своей малочисленности в рядах авиации ДРВ. Основной угрозой в воздухе были вьетнамские МиГ-17. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Мы рассказывали летчикам F-15 о таком маневре на предполетной подготовке. Ураганная тяга реактивного двигателя позволяет даже самым легким истребителям поднимать в небо такое кол-во бомб, которое 70 лет назад не поднимала даже четырехмоторная «Летающая крепость» с размахом крыла 31 метр. Ведь самыми яркими страницами в боевой карьере МиГ-21 были Вьетнам, Ближний Восток и… начальника лётной службы ОКБ Сухого, полковник запаса Сергей Богдан.Летчики 4477-й эскадрильи демонстрировали как быстро может задрать нос МиГ-17, чтобы дать очередь из пушек, насколько велика угловая скорость крена у МиГ-21 и как легко набирает скорость МиГ-23.- из истории «Красных орлов», испытания МИГов в СШАУгловая скорость крена (rate of roll) — это не спроста. Впервые с уважаемым я познакомился в Самаре. Затем опускаю нос и ухожу на солнце. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни «брони», ни огневых средств. Неприцельному бомбометания также способствовал сам характер боевых действий:Предстояло нанести удар в Парминском ущелье рядом с Баграмом. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытые «броней». Был ли шанс у пилотов сирийских МиГов против современных F-15 и F-16?»Красные орлы»Шанс есть всегда! возможность ухода из-под атаки. Янки было чего опасаться — маленький, предельно верткий самолетик с мощнейшим пушечным вооружением представлял реальную угрозу на дозвуковых скоростях, в ближнем воздушном бою. Взгляд ищет пять основных пилотажных приборов: авиагоризонт, компас, спидометр, вариометр, высотомер… Туда и ударили мятежники.Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. Команда на вызов истребителей с КП так и звучала открытым текстом: «Звено «веселых» поднять в заданный район».В осенние и зимние месяцы 1988-89 года, вплоть до середины февраля, летчикам приходилось выполнять по три-четыре вылета в день. В том числе четыре новеньких китайских J-7 (копия МиГ-21) прямо с завода-изготовителя. Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций. Но, пора — внизу у лестницы стоят другие желающие посидеть в кабине настоящего МиГ-21. Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Вираж, и я захожу в хвост противнику. Нашел!Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор «Сапфир’а». Помимо функций штурмовиков и самолетов огневой поддержки, МиГи использовались в качестве настоящих бомбардировщиков. Это убедительно доказали пилоты секретной 4477-й эскадрильи ВВС США, летавшие на самолетах «вероятного противника». Боевая зарядка МиГ-21бис составляла по две бомбы калибра 500 кг или четыре по 250 кг на самолет. В тот день удалось не только постоять рядом, но даже посидеть в его небольшой кабине… Жаркие схватки с «Фантомами», «Стратофортрессами» и «Тандерчифами» — увы, за красивой легендой скрывается скучная обыденность. Средний налет на самолет равнялся 400 часам, на летчика приходилось от 250 до 400 часов. Мы знали, что захват они выполняют на дистанции в 15 миль. Значит, вот — ручка управления самолетом (РУС), удобная, из ребристой пластмассы. перегрузкой правый вираж. Они никогда не верили в возможность его осуществления. Атаку надо было выполнять по указаниям авианаводчика, цель — огневые точки по склонам гор.После постановки задачи я спросил у комэска: «А как бомбы сбрасывать?». И здесь возникает такая несправедливость: универсальный «Фантом» и якобы неуниверсальный МИГ. Последний раз окидываю взглядом симпатичную синюю кабину и покидаю кресло пилота…И швец и жнецПоводом рассказа о МиГе стал извечный спор об «универсальном самолете». Но даже с появлением полноценных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков особой конструкции (Су-25), они продолжали использоваться для нанесения ударов по позициям моджахедов до самого конца войны. И ничего, что у «малышей» не было даже простейших бомбардировочных прицелов. Ближний Восток, напротив, не стал ареной триумфа «двадцать первых» — арабские и советские летчики (операция «Римон-20») проиграли большую часть боев, став жертвой лучшей подготовки противника. За пеленой пыли и красного от крови песка проступает не менее героическая страница в судьбе этого самолета. Только за первый год войны самолеты этого типа выполнили над афганскими горами 2700 боевых вылетов с целью выяснения результатов авиаударов по позициям моджахедов, контроля за состоянием дорог и тактической обстановки в горах. Некогда грозный воздушный корабль теперь спит под вечерним небом — тем, которое ему пришлось когда-то защищать. В кабинах МИГов сидели летчики экстра-класса, налетавшие тысячи часов на советских и американских боевых самолетах. Разведчики комплектовались подвесными контейнерами с комплектом самой современной на тот момент аппаратуры (аэрофотосъемка, телекамеры с прямой трансляцией сигнала на наземный КП в режиме реального времени). Типы боеприпасов определялись боевой задачей, от фугасных, осколочно-фугасных, зажигательных и РБК при ударах по населенным пунктам и базам боевиков до бетонобойных и объемно-детонирующих бомб для поражения горных укрытий, укреплений и защищенных целей.О напряженном графике боевой работы МИГ-21 говорит такая статистика: за время пребывания в Афганистане общий налет истребителей 927-го иап составил 12 000 часов с выполнением примерно 10000 боевых вылетов. Как же так? Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле.


Обсуждение закрыто.