В-1В «Лансер» — стратегический бомбардировщик США

В 1969 г. ВВС США объявили конкурс на разработку проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика, который смог бы заменить В-52. Сверхзвуковая скорость 2,2 М была достигнута 5 октября 1978 г., а предсерийный образец В-1А поднялся в воздух 14 февраля 1979 г. Первый полет опытного образца состоялся 23 декабря 1974 г. начались научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по созданию опытных самолетов В-1. С 5 июня 1970 г. Предназначен для решения задач прорыва ПВО противника с ядерным оружием на борту, доставки крылатых ракет и демонстрации военной силы в глобальном масштабе.

Стратегический бомбардировщик США В-1В «Лансер» — видео дозаправки в воздухе

Рейгена программа испытаний В-1 как основного многоцелевого сверхзвукового стратегического бомбардировщика возобновилась, и в 1981 г. Еще в 1977 г. президент США Дж. Переконструированный отсек вооружения позволил размещать разнообразное вооружение или дополнительные топливные баки. было объявлено о намерении закупить для ВВС США 100 бомбардировщиков В-1В. Картер отказался от программы производства самолетов В-1 в пользу программы создания КР, но с приходом к власти администрации Р. началась поставка для ВВС США серийных стратегических бомбардировщиков В-1В под названием «Лансер».В отличие от предсерийного образца, «Лансер» имеет усиленную конструкцию планера и шасси, что позволяет осуществлять взлет-посадку с большим максимальным весом. Этот вариант сохранил крыло изменяемой геометрии, однако регулируемые воздухозаборники были замены на нерегулируемые и изменена конструкция гондол двигателей. Первый серийный В-1В поднялся в воздух 18 октября 1984 г., а с 27 июля 1985 г.

В конструкции в основном применяются алюминиевые сплавы, титан и композиционные материалы. Фюзеляж типа полумонокок, состоит из пяти основных секций. Наружная обшивка фюзеляжа и внутренние элементы конструкции выполнены в основном из алюминиевых сплавов.Основные стойки шасси имеют по четыре колеса и убираются в фюзеляж, носовая стойка с двумя колесами — вперед. Автоматическая система управления полетом необратимая, бустерная, с четырехкратным резервированием, с гидравлическими приводами и системой повышения устойчивости и управляемости. Самолет В-1В оснащен четырьмя двигателями F101-GE-102 со статической максимальной тягой по 13950 кгс. Конструкция безопасно повреждаемая, отличается большой плотностью размещения шпангоутов и лонжеронов. Самолет В-1В имеет интегральную аэродинамическую схему, низкорасположенное крыло, высокорасположенное горизонтальное оперение и 4 двигателя, крепящиеся попарно под неподвижной частью крыла. Экипаж самолета В-1В состоит из четырех человек: двух летчиков и двух операторов бортовых систем. Вход в кабину через откидывающуюся вниз дверь за передней стойкой шасси со встроенным трапом. Для каждого члена экипажа устанавливается катапультное сиденье. Установлено кессонное крыло двухлонжеронной конструкции. Самолет имеет два очевидных преимущества перед В-52 — кухню и туалет. Система радиоэлектронного оборудования выполняет функции обороны и наступления, что позволяет прорывать систему ПВО на малой высоте с высокой дозвуковой скоростью и наносить удар по объектам.

поскольку считается, что при прорыве системы ПВО бомбардировщик будет совершать полет на малых вы сотах, и в этом случае отстрел ловушек вниз неэффективен. Основу комплекса оборонительного оборудования составляет система AN/ALQ-161, обеспечивающая автоматическое обнаружение, опознавание и противодействие РЛС ПВО противника.Бомбардировщик В-1В оснащен ИК-ловушками типа MJU-23/B для защиты самолета от УР класса «воздух—воздух» и зенитных ракет с ИК-системами наведения. Основными компонентами комплекса наступательного оборудования самолета В-1В являются: многофункциональная РЛС АРЦ-164; ИНС SKN-2440, доплеровский измеритель скорости AN/APN-218; блоки управления электронным оборудованием фирмы IBM; модифицированная астроинерциальная навигационная система высокой точности NAS-26: аппаратура отображения данных наступательной системы; электронные блоки отображения данных на ЭЛТ; блок передачи данных для сбора и хранения данных о боевой задаче и полетных данных. Основным оружием В-1 В являются восемь УР AGM-86B ALCM или до двадцати четырех УР AGM-69А, AGM-131A СРЭМ-2 класса «воздух—земля», двенадцать ядерных бомб В-28, В-43 или двадцать четыре В-61, В-83, размещаемых в трех бомбоотсеках по восемь единиц на роторных пусковых установках. Ловушки отстреливаются вверх от самолета. Типовым вариантом считается подвеска 16 единиц оружия (в двух передних бомбоотсеках).

В-1В не принимали участия в конфликте в Персидском заливе 1991 г. Из-за технических проблем, связанных с неподготовленностью самолетов для применения неядерного оружия. в операции «Лис пустыни» против Ирака 6 стратегических бомбардировщиков «Лансер» были использованы для нанесения ударов с больших высот обычными бомбами. но в декабре 1998 г. Поскольку бомбардировщики В-2 оказались слишком дорогими и их число относительно невысоко, то В-1В является основным пилотируемым средством ядерного устрашения в арсенале США. За время эксплуатации в результате катастроф из-за поломки двигателя было потеряно несколько самолетов. По ряду характеристик В-1В уступает российскому аналогу Ту-160 — это максимальная грузоподьемность, дальность полета, максимальная скорость, но пилотажные качества этих машин примерно одинаковы. Аналогичным образом В-1 В были применены в операции «Решительная сила» для нанесения ударов по территории Югославии в марте 1999 г.Тем не менее это первый бомбардировщик ВВС США с низким уровнем демаскирующих признаков, что в четыре раза снижает размер отметки на экране РЛС по сравнению с В-52.

Тактико-технические характеристики В-1В «Лансер»
Экипаж, чел
4
Скорость, км/ч
максимальная на высоте 10 км — 1330максимальная на высоте до 3 км — 1160прорыва ПВО на высоте — 60 м
Практический потолок, м
15240
Дальность перегоночная, км
12000
Масса, кг
максимальная взлетная — 216370пустого самолета — 87090
Габариты самолета, м
размах крыла — 41,67/23,84, длина — 44,81, высота — 10,62
Двигатель
4 ТРДДФ General Electric F101-GE-102, по 13960 кгс
 
Фото бомбардировщика В-1В «Лансер» при сбросе бомб
 


Обсуждение закрыто.