Нортроп B-2 «Спирит» — американский малозаметный бомбардировщик

Первый строевой самолет прибыл на авиабазу Уайтмен (штат Миссури) 17 декабря 1993 г.. а боеготовность авиакрыла из двух авиаэскадрилий по 8 самолетов была достигнута к концу 1995 г. Общий число В-2 составляет 20 машин, 4 из которых поочередно будут находиться на обслуживании или модернизации. В металле самолет-невидимка был представлен в 1988 г., а свой первый полет В-2 совершил 17 июля 1989 г. Предварительная работа по созданию стратегического бомбардировщика с применением конструкции и материалов, поглощающих радиоволны, началась в 1978 г., а официальный контракт был заключен с ВВС США в октябре 1981 г.

Американский малозаметный бомбардировщик B-2 «Спирит» — видео

Как отмечается в зарубежной печати, величина ЭПР В-2 строго засекречена, однако предполагается, что сигнал, отражаемый от данного самолета в сторону облучающей его РЛС, в 100—1000 раз меньше, чем от В-1 В. Такие материалы нанесены и на большую часть поверхности самолета. Это предполагает использование В-2 в качестве бомбардировщика с обычным вооружением для нанесения ударов по крупным скоплениям сил противника (что и было проверено в ходе операции «Решительная сила» при нанесении ударов по территории Югославии в марте 1999 г.).Бомбардировщик разработан с широким использованием технологии «стелс», затрудняющей его обнаружение радиолокационными инфракрасными, акустическими и визуальными средствами. При этом ЭПР В-2 ненамного превышает ЭПР небольшой птицы, а малая заметность снижает дальность его обнаружения более чем в 4 раза, что обеспечивает возникновение «мертвых зон» в цепи зон обзора РЛС системы ПВО и снижает вероятность его обнаружения самолетами ДРЛО. В частности, для снижения ЭПР планер В-2 выполнен в виде сложной сотовой конструкции с использованием графито-моксидных материалов при частичном применении высокопрочного алюминии и титана. По мнению бывшего начальника штаба ВВС США генерала Уэлча, ЭПР самолета В-2 столь мала, что летчик истребителя-перехватчика быстрее обнаружит его визуально, нежели с помощью бортовых приборов. Каналы воздухозаборников двигателей имеют искривленную (S-образную) форму и покрыты радиопоглощающим материалом. Ограничение общего количества самолетов «невидимок» связано с высокой стоимостью аппарата (около 2 млрд долларов) и снижением вероятности ядерного конфликта с республиками распавшегося СССР.

Предусмотрена также возможность размещения при необходимости третьего члена экипажа. а по центру сзади — отклоняемая поверхность («бобровый хвост»), служащая для продольной балансировки самолета. Передняя стойка со спаренным колесом убирается назад. Шасси трехопорное. Основные стойки с четырехколесными тележками установлены с внешней стороны отсеков двигателей и убираются вперед. Аэродинамические поверхности имеют небольшое плечо относительно цента масс самолета, поэтому дополнительные моменты продольного управления обеспечивают дефлекторы реактивных струй двигателей. Катапультируемые кресла располагаются рядом друг с другом. Бомбардировщик В-2 спроектирован в виде летающего крыла, значительная часть которого выполнена из композиционных материалов и не имеет вертикального оперения. Створки всех стоек имеют зигзагообразные кромки.Экипаж состоит из двух человек — летчика и офицера управления. Отсек для экипажа и полезной нагрузки начинается сразу позади вершины крыла, а заканчивается в месте, где фюзеляж плавно переходит в верхние поверхности крыла. Для управления используются аэродинамические поверхности (расщепляющиеся щитки), размещенные на задней кромке крыла, в средних по размаху частях корпуса находятся по 3 секции элевонов.

Для увеличения дальности полета В-2 оборудован системой дозаправки топливом в воздухе (топливоприемник размещен за кабиной экипажа). Уменьшение уровня ИК-излучения обеспечивается снижением температуры выхлопных газов на выходе из сопел двигателей путем смешивания с охлаждающим воздухом, отводимым через щель сдува пограничного слоя перед воздухозаборниками. Для снижения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. В состав бортового оборудования входит навигационная подсистема, включающая инерциальный блок, связанный с астроинерциальным блоком, две многофункциональные РЛС AN/APQ-118 с синтезированной апертурой, что обеспечивает высокую разрешающую способность и позволяет обнаруживать с большой точностью неподвижные и мобильные комплексы МБР. Силовая установка состоит из четырех нефорсированных ТРД. Бортовые РЛС дают возможность осуществлять картографирование местности, коррекцию навигационной системы и обеспечивают полет в режиме огибания рельефа местности.Вооружение размещается в двух внутренних отсеках вооружения, расположенных рядом в центральной части корпуса, на новых вращающихся пусковых установках AARL. Два воздухозаборника (по одному на пару двигателей) с пилообразной передней кромкой и S-образно изогнутым вниз каналом для исключения радиолокационного облучения компрессоров двигателей расположены сверху крыла. Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным резервированием. Могут также использоваться ядерные бомбы В-61 или В-83 либо до 70 фугасных бомб общей массой 17420 кг. На каждой из них можно подвешивать 8 ядерных УР СРЭМ, СРЭМ-2 или КР AGM-129A (ACM). Топливные баки размещены в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций корпуса.

Тактико-технические характеристики B-2 «Спирит»
Экипаж, чел
2 — 3
Скорость, км/ч
максимальная на высоте 10 км — 1010максимальная на высоте до 3 км — 917
Практический потолок, м
16760
Дальность, км
перегоночная — 11565, действия — 9815
Масса, кг
максимальная взлетная — 181440нормальная взлетная — 168420пустого самолета — 56700
Максимальная боевая нагрузка, кг
22700
Габариты самолета, м
размах крыла — 52,43, длина — 21,03, высота — 5,18
Двигатель
4 ТРДД General Electric F118-GE-110 по 8620 кгс


Обсуждение закрыто.