Фронтовой бомбардировщик Су-32

Во время
работ по модернизации двухместного варианта Су-27 рассматривалась
возможность создания на его базе истребителя-бомбардировщика (Су-27ИБ,
обозначение в ОКБ — Т-10В). Специфика применения выдвигала к такому
самолету ряд требований: защита экипажа и наиболее важных систем
и агрегатов от поражения огнем противника, большая продолжительность
полета, возможность базирования на аэродромах, максимально приближенных
к линии боевого соприкосновения, широкая номенклатура применяемого
При этом пилотажные характеристики должны были остаться оружия и т.д.
При тандемном расположении пилота близкими к исходному истребителю.
и штурмана-оператора было сложно обеспечить им комфортное пребывание
в кабине во время многочасового полета. Оставался открытым и вопрос
о размещении новых комплекса БРЭО и РЛС. Усадив членов экипажа
Новое расположение рядом, аналогично Су-24, удалось решить эти проблемы.
кресел позволяет встать между ними в полный рост, чего невозможно
сделать даже на Ту-160. Объемы, появившиеся в закабинном пространстве
головной части, позволили разместить там необходимое оборудование.
Вход в самолет организовали через нишу передней опоры аналогично
тяжелым бомбардировщикам, а открытие створок фонаря предусмотрели
только в аварийной ситуации. Ограничение максимальной скорости
Увеличение полета позволило установить нерегулируемые воздухозаборники.
взлетной и посадочной масс повлекло установку нового усиленного
шасси со спаркой колес на передней опоре и с тандемной тележкой
на основных.
13 апреля
летчик-испытатель ОКБ А.А.Иванов поднял первый опытный 1990 г.
экземпляр Т-10В-1. Машина сильно отличалась от облика, который
должен был иметь серийный самолет. Головная часть фюзеляжа с передней
опорой и воздухозаборники полностью соответствовали будущей машине,
Первый а весь остальной планер был взят от серийного Су-27УБ.
показ зрителям Т-10В-1 состоялся на Мосаэрошоу-92 (летчик-испытатель
Ревунов и штурман Е.Л. Донченко). В это время уже шла работа Е.Г.
по развертыванию серийного производства нового самолета на Новосибирском
авиационном заводе им. В.П. 18 декабря Чкалова (сейчас НАПО).
там подняли первый предсерийный самолет, а б января 1994 1993 г.
в газете «Известия» появилась статья, где машина называлась г.
фронтовым бомбардировщиком Су-32.
Двухместный
цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по
схеме «триплан», оснащённый дополнительным ПГО, с двумя двигателями
и трёхстоечным убираемым шасси, с использованием двухколёсного
Подфюзеляжных килей не имеет. носового шасси с усиленной стойкой.
Планер самолёта выполнен из алюминиевого-литиевых сплавов с ограниченным
применением титана и нержавеющих сталей. Крыло, интегрально сопряжённое
с фюзеляжем, трапецивидное и имеет стреловидность по передней
кромке 42°. Стабилизатор — дифференциально ПГО выполнено цельноповоротным.
отклоняемый. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле
другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость
и улучшает взаимодействие. Экипаж находится в закрытой гермокабине,
Вход оснащённой системой отопления и кондиционирования воздуха.
Сама осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу.
кабина выполнена как единая бронекапсула. Броня — титановая. Толщина
2 Остекление — так же бронированное. стенок доходит до 17 мм.
катапультных кресла типа К-39ДМ позволяют аварийно покидать неподвижно
Силовая установка состоит из ТРДДФ АЛ-35Ф с тягой стоящую машину.
на форсаже по 12800 кГ. Самолёт оборудован системой дозаправки
топливом в полёте.

Встроенное вооружение
состоит из 30-мм пушки ГШ-301, установленной в правом наплыве крыла.
На 8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных пилонах подвешивается до 8000
В НЧФ, начинающейся радиопрозрачным обтекателем кг боевой нагрузки.
БРЛС, имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована
кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части
обтекателя РЛС имеется штанга основного ПВД с антеннами радионавигационного
оборудования (на опытных экземплярах на ней установлены также дополнительные
Бронированная двухместная кабина экипажа датчики углов атаки и сноса).
Вход обеспечивает размещение летчика и штурмана-оператора рядом.
в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе
эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных
кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного
Достаточно просторная кабина позволяет летчику или штурману трапа.
встать в полный рост (чего нельзы сделать даже в Ту-160), выполнить
физические упражнения для восстановления работоспособности. Кабина
оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным
устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания пуль и снарядов
кабина выполнена в виде единой бронекапсулы (впервые такая конструкция
была применена на самолете-штурмовике Су-25). НЧФ завершает закабинный
отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещен основной объем
радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через
нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик с боекомплектом
пушки. Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме
тандем установлено два узла подвески вооружения. ХЧФ состоит из
двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки.
Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным
обтекателем большого диаметра, включает в себя задний топливный
бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного
оборудования.
На каждой консоли крыла имеются узлы установки
четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески
вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться
контейнеры с аппаратурой РЭП. В центроплане имеются ниши для уборки
В наплывах крыла размещено основных опор шасси и узлы их крепления.
радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка
В нем 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки.
выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для
защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза
ствола установлен экран из жаропрочной стали.
Топливная система самолета состоит их четырех
баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного
— в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной
Возможна установка сбрасываемых ПТБ. На самолете имеется аппаратуры.
система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником
в НЧФ перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка
может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 и Су-24, оборудованных
УПАЗ.
Средства аварийного покидания самолета и снаряжение
На самолете установлены унифицированные катапультные экипажа.
кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покидание терпящей бедствие
машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая режимы
Катапультирование осуществляется движения самолета по аэродрому.
В распоряжении вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря.
каждого члена экипажа имеется НАЗ с автоматическим радиомаяком,
спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением,
Снаряжение экипажа состоит средствами сигнализации и медикаментами.
из высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных
комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.

Основное назначение Су-32 — мощные и точные ракетно-бомбовые
удары по наземным целям противника в оперативно-тактической глубине.
В то же время совершенное радиоэлектронное оборудование и управляемое
ракетное оружие класса «воздух-воздух» в сочетании с унаследованными
от предшественника — истребителя-перехватчика Су-27 — высокими
летными и маневренными характеристиками позволяют весьма эффективно
использовать Су-32 и в воздушном бою. Поэтому его можно по праву
относить к самолетам многоцелевого назначения. С этой точки зрения,
пожалуй, единственным зарубежным аналогом Су-32 является американский
тактический истребитель F-15E, поступивший в 1988 году на вооружение
ВВС США.


Обсуждение закрыто.