Многоцелевой истребитель МиГ-9

МИГ-9 одноместный
истребитель-среднеплан с двумя ТРД осевого типа, установленными
в фюзеляже рядом под крылом и кабиной с выходом реактивных сопел
под хвост фюзеляжа, т. Крыло прямое, тонкое, схема реданная. е.
Самолет имел еще два обозначения: И-300 и «Ф». площадью 18,2 м2.
Схема самолета
была оригинальной и необычной для своего времени. Возникла она
В 1944-1945 гг. ТРД на первых истребителях устанавливались не сразу.
в фюзеляже или над фюзеляжем (например, Хейнкель 162), а если
их было два, то в крыле (Глостер «Метеор») или же под крылом (Арадо
234, Ме-262 и др.), что сильно портило аэродинамику этих самолетов.
У нас некоторые предлагали на первых порах скопировать Ме-262,
В этом духе и делался в 1945 г. чтобы, изучив его, идти дальше.
первоначальный проект в ОКБ Микояна. Разработка зашла уже довольно
Микояна такая схема была отвергнута И. далеко, когда по инициативе А.
и весь проект стал делаться заново, с установкой в фюзеляже двух
трофейных двигателей БМВ-003 (стоявших на первых опытных И-300),
а потом РД-20. Один двигатель вдвое большей мощности был бы лучше,
Трудности были тут очень большие из-за но его тогда еще не было.
крайней тесноты размещения двигателей и сложности подхода к ним
Однако это удалось при условии всемерного обжатия миделя фюзеляжа.
преодолеть, крыло осталось чистым, площадь его оказалась возможным
уменьшить, и вся компоновка получилась очень компактной и аэродинамичной.

Самолет строился
по плану опытного строительства со сроком предъявления на госиспытания
Этот срок был выдержан. 22 октября 1946 г. Конструкция МиГ-9 цельнометаллическая,
в основном из дуралюмина с дополнительной защитой нижней поверхности
хвостовой части фюзеляжа от горячих газов путем установки слегка
гофрированного листа тонкой жароупорной стали (с просветом около
15 мм). Были введены тормозные щитки-закрылки, так как посадочная
скорость была значительной — 170 км/ч и пробег достигал 1060 м.
Площадь горизонтального оперения — 0,206 площади крыла, а вертикального-0,147.

На всех серийных
МиГ-9 был введен форкиль, улучшивший жесткость конструкции хвоста
и путевую устойчивость самолета. Кабина на последнем МиГ-9М —
герметическая, вентиляционного типа, а сиденье — катапультируемое,
Вооружение: на всех остальных — обычная и без катапультирования.
одна пушка Н-37 (40 снарядов) и две НС-23 (160 снарядов). На
первом опытном МиГ-9 стояла пушка Н-57, но в серии ее не было.
Взлетная масса опытных экземпляров была в общем около 5000 кг,
а с подвесными сбрасываемыми топливными баками — около 5500 кг
при использовании самолета как истребителя сопровождения. Дальность
соответственно 800 и 1100 км при продолжительности полета до 1
ч 45 мин, время набора высоты 5000 м соответственно 4,3 мин и
6,25 мин.
Название
МиГ-9 появилось на смену первоначального И-300 после внедрения
И-301Т (ФТ) -учебно-тренировочный двухместный вариант, его в серию.
построенный вслед за основным для обучения и вывозки летчиков
Это один из первых самолетов, на таком малознакомом самолете в 1946 г.
на котором в СССР проводились летные испытания по катапультированию
летчика (из задней кабины). Были два опытных экземпляра ФТ-1 и
ФТ-2, отличающиеся формой фонаря кабины.
Первый экземпляр
и первый его полет был И-300 (Ф-1) был выпущен к весне 1946 г.
выполнен 24 апреля в один день с Як-15, но на три часа раньше
(летчик А. Шли доводки самолета, но 11 июля на 20-м Н. Гринчик).
Хруничеву и другим В. полете Гринчик погиб, показывая самолет М.
Понадобились дальнейшие работы, и первый полет руководителям.
второго самолета (Ф-3) состоялся только 9 августа (летчик М. Л.
Галлай), а третьего (Ф-2) — 11 августа (летчик Г. Шиянов). М.
18 августа 1946 г. На Ф-2 были в основном проведены испытания.
на воздушном параде в Тушино МиГ-9 уже демонстрировался (вместе
Эти первые экземпляры самолетов серийного завода были с Як-15).
туда переданы в ГК НИИ ВВС в декабре 1946 г., а в мае 1947 г.
были переданы два опытных самолета (Ф-2) и (Ф-3).
Серийные
МиГ-9 (ФС) с двигателями РД-20 (тяга 800 кгс) показали качества,
не более высокие, чем опытные самолеты с БМВ-003. Была попытка
М. Осенью Люлька (с тягой 1350 кгс). поставить двигатели ТР-1 А.
1947 г. был построен, но в полете не испытывался такой вариант
Двигатель еще не был доведен и ломался при — И-305 (ФЛ) с ТР-1А.
МиГ-9 (с бабочкой) — с устройством для отвода стендовых испытаниях.
дульных газов из поля воздухозаборника. На ствол большой пушки
была надета коробка-гильза с отводящими патрубками обтекаемого
сечения, направленными вверх и вниз. Часть дульных газов выходила
за пределы воздухозаборника. Без этого бывало, что при выстреле
из 37-мм пушки двигатель глох. Этот самолет был выпущен в 1948
г. на базе серийного МиГ-9 (ФФ), когда МиГ-9 уже снимался с вооружения.
МиГ-9 (ФФ) — тот же серийный, но с форсированными двигателями,
не отличавшийся внешне от (ФС) с нефорсированными двигателями.
МиГ-9 был наряду с Як-15 первым реактивным истребителем, принятым
на вооружение, но применялся он недолго, будучи лишь промежуточным
типом с прямым крылом, и вскоре сменился истребителем МиГ-15 со
стреловидным крылом.


Обсуждение закрыто.