Главная

  →  Бомбардировщики

  →  3М
 
 
В. Мясищев, будучи профессором в МАИ, подал в правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11–12 тыс. Разработка бомбардировщика под шифром «25» потребовала от ОКБ-23 широкой кооперации с НИИ, КБ, заводами МАП и других отраслей. К концу 40-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в средствах его доставки. В июне главком ВВС утвердил ТТХ к самолету «М»: максимальная дальность полета с бомбовой нагрузкой в 5 т должна составлять не менее 11–12 тыс. км. 24 марта 1951 года Совет Министров СССР по указанию Сталина назначил В.Мясищева главным конструктором в воссозданное после закрытия ОКБ-23 МАП. км, а скорость на высоте 9000 м — 900 км/ч.
 
В его корневой части разместили двигатели, каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший взаимное влияние при работе на различных режимах, включая остановку и запуск. За первые полгода в аэродинамической трубе ЦАГИ продули большое число моделей. В результате удалось создать относительно легкое с гибкими концевыми частями крыло кессонной конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. Для отвода горячей газовой струи сопел от фюзеляжа и хвостового оперения их развернули в горизонтальной и вертикальной плоскостях на 4°.
 
Следует отметить, что по проекту «26» она должна была состоять из двух двигателей ВД-5 (расчетная взлетная тяга — 13000 кгс). Но ОКБ В. Микулина с тягой по 8700 кгс. Добрынина не смогло в короткие сроки подготовить опытные образцы. Силовая установка бомбардировщика состояла их четырех самых мощных на то время ТРД АМ-3А конструкции А.
 
Поворот осуществлялся посредством управления головной парой колес передней четырехколесной тележки. В конце разбега нос машины приподнимался, и угол атаки увеличивался. Была выбрана велосипедная схема с передней «вздыбливающейся» тележкой и боковыми стойками на концах крыла. Данная схема отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-4ЛЛ, у которой трехопорное шасси заменили велосипедным. На режиме «вздыбливания» управление парой автоматически отключалось. Поворотом пары изменялось направление движения тележки, а за ней — и всего самолета. Взлет происходил практически без вмешательства летчика. Особый интерес представляет принятый вариант шасси бомбардировщика «М».
 
Катапультируемые сиденья выбрасывались через люки вниз. Бомбардировщик имел мощное оборонительное вооружение — шесть автоматических 23-мм пушек, размещенных попарно в трех поворотных установках на фюзеляже сверху, снизу и в хвосте. В двух гермокабинах размещался экипаж из восьми человек. Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 т, а наибольший калибр бомб — 9000 кг. Прицельное бомбометание обеспечивал радиолокационный прицел РПБ-4.
 
Опадчим совершил первый полет. 20 января 1953 года экипаж во главе с Ф. Затяжка объяснялась их сложностью и объемностью. К декабрю 1952 года опытный экземпляр был построен. К этому времени бомбардировщик получил официальное название «М-4», а на заводе он проходил как изделие «103». С этого дня начались заводские испытания, которые закончились лишь 15 апреля 1954 года.
Максимальный взлетный вес воздушного корабля составил 181,5 т, скорость на высоте 6700 м достигала 947 км/ч, практический потолок при взлетной массе 138 т — 12500 м. Конструкторы сумели разместить на самолете огромное по тем временам количество топлива — 132390 л, но реальную максимальную заправку ограничили до 123600 л.
 
Ее фотографии облетели весь мир. На госиспытания М-4 был принят 15 апреля 1954 года, но фактически они начались 4 мая. Перед этим, 1 мая, опытная машина в сопровождении четырех истребителей МиГ-17 приняла участие в воздушном параде над Красной площадью.
 
Зубца, они представляли собой модификацию двигателя АМ-3А. После ряда доработок М-4 решили принять на вооружение, хотя по главному параметру — максимальной дальности с 5 т бомб на борту — он не удовлетворял. С целью исправления этого недостатка в 1955–1957 годы на самолет установили более мощные и экономичные двигатели РД-3 М, а за тем РД-3 М-500А. Созданные в ОКБ под руководством П.
 
Тактико-технические характеристики:
 

Двигатели:
4 ТРД ВД-7Б

Размах крыла, м:
53.14

Длина самолета, м:
48.76

Высота, м:
14.10

Площадь крыла, м2:
351.78

Масса, кг:

пустого — 75740
нормальная взлетная — 140000
максимальная взлетная — 193000

Тяга, кгс:
4×9500

Максимальная скорость, км/ч:
925

Перегоночная дальность, км:
15400

Практическая дальность, км:
11800

Практический потолок, м:
122500

Экипаж, чел.:
8


Обсуждение закрыто.